В безработном поле. Литовский рынок труда бежит от "депрессии".

Старший экономист Swedbank Витянис Шимкус оценил ситуацию на литовском рынке труда и влияние на него COVID-19.

Глобальная пандемия коронавируса закрывает многие отрасли промышленности. Части трудящихся пришлось уйти на дистанционную работу, другая часть лишилась возможности работать из-за ограничений передвижения людей, пишет старший экономист Swedbank Витянис Шимкус для "Литовского курьера".

"Каждая неделя пандемии увеличивает риск краха предприятий и, следовательно, ведет к потере рабочих мест. Здоровье рынка труда является одним из решающих факторов, которые будут определять темпы восстановления экономики", – отмечает Шимкус.

Если в республике удастся сохранить рабочие места, после улучшения эпидемиологической ситуации люди будут получать доходы, чувствовать себя уверенными в своем будущем, и внутренний спрос вернется в норму. В случае, если большая часть людей потеряет доход, спрос в результате станет низким, и краткая рецессия приведет к длительной депрессии.

Различия на рынках труда

Во время кризиса стали видны различия на рынках труда, отмечает Шимкус. Так, европейские экономисты раньше долго с завистью смотрели на гибкий и либеральный рынок труда США, поскольку более слабая защита работников означает, что компании смелее принимают и увольняют сотрудников.

В этой связи после спада уровень безработицы в США нормализуется быстрее, чем в Европе.

"Тем не менее похоже, что европейская модель рынка труда в этот раз оправдает себя. Свободный рынок труда и экономическая политика, ориентированная на прямые выплаты, а не на сохранение рабочих мест, привели к тому, что в США десятки миллионов людей всего за несколько недель потеряли свои рабочие места, а уровень безработицы поднялся выше 11,2 процентных пункта, одним махом перечеркнув десятилетие роста", – пишет экономист.

Как экономика Литвы может использовать коронавирус >>>

С другой стороны, за тот же период в Германии с помощью субсидирования рабочих мест уровень безработицы не вырос. Что касается Литвы, ситуация напоминает Шимкусу немецкий, а не американский сценарий.

"Наибольшее влияние ощущалось в апреле, когда безработица росла на полпроцента в неделю. Хорошая новость заключается в том, что уровень безработицы в последнее время, по-видимому, стабилизировался, и число вакансий также возвращается на нормальный уровень. Если удастся удержать число безработных на этом уровне, условия для восстановления экономики Литвы во второй половине года будут весьма неплохими", – констатирует экономист.

Однако стоит отметить, что уровень безработицы не раскрывает всей ситуации. По данным Sodra, 170 тысяч литовских граждан сейчас находятся в простое, 380 тысяч человек – в поиске работы, то есть вдвое больше, чем зарегистрированных безработных. Шимкус указывает, что разница есть всегда, но обычно она составляет 20 000, а не 200 000.

"Вполне вероятно, что такая разница связана с тем, что люди не уверены в сохранности своих рабочих мест и ищут план Б. Если страхи всех этих работников подтвердятся, и они потеряют работу, уровень безработицы может достигнуть 20%, и быстрое восстановление станет невозможным. Правда, пока такой сценарий маловероятен, но очень важно не торопиться отказываться от мер государственной поддержки компаний, и необходимо думать о стимулировании экономики в долгосрочной перспективе", – указывает экономист.

В целом, по мнению Шимкуса, литовский рынок труда держится лучше, чем ожидалось, но все еще существует высокий риск того, что многие люди не вернуться из простоев. Так, с большими трудностями сталкивается сектор услуг, а со временем могут возникнуть проблемы в промышленности и логистике.