Политолог Александр Носович рассказал, какие литовские проблемы обнажила пандемия коронавирусной инфекции.
"Во-первых, проблема не самодостаточности Литвы в отрыве от Евросоюза и НАТО. Закрытие границ показывает, что в автономном режиме Литва может существовать ограниченный отрывок времени, и ей понадобится внешняя помощь в любом случае для решения свалившихся на нее социально-экономических проблем", – заявил Носович порталу Baltnews.
Вторая, по его мнению, проблема связана с трудоустройством реэмигрантов – то есть тех людей, которые ранее уехали из Литвы на заработки в Западную Европу, а теперь были вынуждены из-за коронавируса вернуться.
"Эти люди не смогут найти работу. Собственно, из-за того, что ее не было или она их не устраивала по зарплате, они были вынуждены уехать. Возвращение этих людей создает избыточную массу населения, избыточную для существующей системы модели экономики, и существование такой избыточной массы грозит стране социальным взрывом в среднесрочной перспективе", – объяснил Носович.
Свою уязвимость перед пандемией показала и литовская модель экономики, которая была основана на сфере услуг.
"Советская Литва, Литовская ССР была экономикой, заточенной на реальный сектор, на производство, 60% ее структуры составляла промышленность, причем высокотехнологичная промышленность с высокой добавленной стоимостью. После распада Советского Союза и восстановления независимость произошла деинструализация Литвы, и сфера услуг стала составлять те же 60% экономики. Пандемия коронавируса показала, что такая экономическая модель очень уязвима", – считает политолог.
По его словам, "экономические проблемы сейчас переживает весь мир и, в первую очередь, Европа".
"По прогнозам МВФ, самые тяжелые последствия мирового кризиса ждут Европу. Если спад всей мировой экономики составит 3%, то Европе МВФ гарантирует 7,5%. Что это означает для Литвы? Это означает, что поток дотаций из фондов Евросоюза либо прекратится вовсе, либо снизится до символических сумм. Потеря дотаций или их критическое сокращение означают системный кризис для тех отраслей литовской экономики, которые от нее зависят. Это сельское хозяйство, строительство и отчасти транспортная логистика".
Четвертой проблемой, которую пандемия коронавируса обнажила в Литве, – недостаточно успешная для борьбы с последствиями система государственного управления:
"Здесь Литва не самый худший образец в Европе – литовское государство сработало значительно лучше, чем Италия, Испания или даже Франция, но тем не менее оно сработало недостаточно хорошо, на мой взгляд, что показывает ситуация в Неменчине под Вильнюсом, продолжающийся уже несколько недель, несмотря на режим самоизоляции, рост числа заболевших. Здесь я делаю вывод, что литовское государство не вполне справляется с тем вызовом, который ей бросила пандемия".
И последняя проблема – кризис вскрыл абсолютную неспособность Литвы адаптировать внутреннюю и внешнюю политику к текущем условиям. По словам Носовича, говоря о внешней политике, присутствуют попытки вновь активизировать тему "российской угрозы", причем это работает словно условный рефлекс: "В любой непонятной ситуации начинай говорить про русскую угрозу".
"Мы видим очень неуклюжие и совершенно топорные попытки представить все негативные – не только для Литвы, но и для ЕС и НАТО – факты в качестве российской дезинформации, представить их в качестве фейков", – отметил политолог.
"В интеллектуальном отношении литовский истеблишмент реагирует на кризис просто удручающе, он просто пытается запретить об этом говорить и провозгласить своей властью все это дезинформацией, поставить клеймо fake и не обращать внимания, не концентрироваться на тех очевидных фактах провала и деградации США, НАТО, ЕС – вообще всех институтов западного мира, к которым Литва относится, и которые она все последние десятилетия считала залогом своего успешного развития", – резюмировал Носович.