Экономика в коме. Коронавирус обваливает фондовые биржи и бьет по промышленности

Ведущим экономикам Евросоюза пока не удается совладать с распространением коронавируса. Такого обвала на ведущих биржах не было уже более десяти лет. Последняя неделя февраля стала худшей со времени финансового кризиса 2008 года.

Несмотря на то, что Китай прилагает большие усилия для того, чтобы взять под контроль коронавирус и демонстрирует успехи, волна эпидемии докатилась до Европы. Ведущим экономикам Евросоюза пока не удается совладать с распространением Covid-19. Обвал мировых бирж – сигнал о начале всеевропейской рецессии. Литва, зависящая от экспорта и открытости рынков, безусловно, пострадает. Вопрос лишь в том, насколько серьезны будут последствия.

Современная экономика построена на взаимодействии, поэтому волна, спровоцированная эпидемией, которая может перерасти в пандемию, накроет все государства Старого и Нового Света.

Парадокс: чем сильнее благосостояние той или иной страны, тем выше риск кризиса. С учетом замедления целого ряда производств снижается спрос на энергоносители – нефть, газ, электроэнергия.

Такого обвала на ведущих биржах планеты не было уже более десяти лет. Последняя неделя февраля стала худшей со времени финансового кризиса 2008 года, подсчитало агентство Reuters.

Сбой логистических цепочек, колоссальный удар по туристическому сектору, сектору услуг, гостиничной индустрии, авиакомпаниям, отменяющим рейсы и теряющим миллионы долларов. Говоря о самой болезни, безусловно, человечество рано или поздно с ней справится, но паника, охватившая рынки, и зависимость стран друг от друга еще долго будет лихорадить экономики.

Многие приводят в пример вспышку Эболы в 2014–2016 годах, которая унесла гораздо больше жизней, нежели коронавирус Covid-19, но эти потери легли на страны Африки, слабо интегрированные в мировую экономику и движение людей. Китай, Юго-Восточная Азия и Европа – совершенно другая история. Это удар по мозговым центрам, которые выступают в роли двигателя развития современной цивилизации.

Литва ощутит последствия

Литовская экономика построена на экспорте, который после кризиса 2008–2009 годов довольно быстро вывел страну из кризиса. Кроме этого, сектор транспорта и хранения составляют 13% ВВП, а транспортный сектор как таковой генерирует 60% всего отечественного сектора услуг, следовательно, республика очень зависима от ситуации на мировых рынках. Одним из ключевых экспортных партнеров Литвы остается Германия, где пока власти не могут обеспечить стабильность и остановить распространение вируса – на карте ФРГ с каждым днем появляются новые точки очагов заражения.

Промышленники сбавляют обороты

Министр финансов Литвы Вилюс Шапока уже заявил: "Для Литвы эти последствия будут в любом случае, поскольку имеет место и прямое воздействие через перебои в цепочках поставок, и косвенное – через снижение спроса. Иными словами, могут пострадать и производство, и международная торговля".

В то же время глава Минфина указал на то, что у страны есть финансовые резервы для того, чтобы можно было приобрести необходимые медикаменты и средства защиты.

Литовские экономисты разделяют позицию кабинета министров, указывая на то, что пока страна не ощутила серьезных последствий от мирового сбоя в экономике, но он даст знать о себе в ближайшие месяцы.

Все взаимосвязано

Главный экономист SEB Bankas Тадас Повилаускас утверждает, что Китай постепенно наращивает бизнес-активность, и это на короткое время успокоило биржи, но внезапная резкая вспышка Covid-19 в промышленных регионах на севере Италии и в Германии спутало все карты и грозит новым кризисом.

"Последствия для цепочки мировых поставок уже произошли: продукция, которая не была своевременно произведена в Китае, просто не сможет вовремя дойти до покупателей из Европы и США. То же самое можно сказать и о Литве. Товары на контейнеровозах из Китая идут в течение полутора месяцев, следовательно, если сегодня те или иные компоненты не были отправлены с китайских заводов, то в конце апреля в Литву они не дойдут. Если предприятия не найдут альтернатив для сырья или компонентов в других странах, кое-где производство временно остановится", – говорит он, указывая на то, что если условному автозаводу в Европе будет не хватать одной детали, работа фактически встанет.

По словам экономиста, ситуация с коронавирусом меняется каждый день, поэтому оценить объемы потерь для отечественной экономики пока сложно. С уверенностью сегодня можно говорить лишь о том, что они наверняка будут.

"Не взяв под контроль распространение коронавируса в Европе и учитывая изоляцию определенных регионов, по всей вероятности, будет остановлена и работа промышленных предприятий. Поэтому потери литовских производителей и транспортных компаний, для которых Европа является главным экспортным рынком, будут очевидны", – пишет Павилаускас в авторской статье, подчеркивая, что наихудший сценарий развития событий – резкое увеличение числа заболевших в самой Литве.

Похожим образом высказался и главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис. По его словам, Литва – часть мировой экономики, значит, последствий избежать не удастся.

"На первый взгляд, кажется, что Литва находится довольно далеко от очагов кризиса и не имеет множественных связей с китайской экономикой. (…) Однако проблема есть – немало литовских предприятий импортируют промежуточные товары и компоненты для дальнейшего производства именно из Китая. Сбой их поставок означает, что может остановиться производство и некоторых товаров в Литве. Еще важнее то, что множество наших главных торговых партнеров в ЕС так же очень зависимы от поставки деталей из Китая. Если эта цепочка поставок разорвется и, например, немецкие производители, которые не получили детали должны будут остановить производство, это почувствуют и предприятия нашей страны – уменьшится потребность в производимых в Литве компонентов", – пишет он в авторской колонке на сайте банка.

Между тем главный экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас иронизирует, подчеркивая, что главная проблема – это паника.

"В мире есть тысяча и один способ прикончить себя быстрее, чем заболеть коронавирусом… Поэтому не паникуем! Ежегодно простой грипп в мире уносит на тот свет около 300–600 тысяч жителей, то есть в сто раз больше, нежели на данный момент зафиксировано жертв от коронавируса. В общей совокупности от инфекционных заболеваний ежегодно умирают около восьми млн жителей планеты, а еще пять млн решают покончить с собой сами (или уничтожают друг друга). В этом контексте три тысячи жертв коронавируса – это капля в море, но заголовки на страницах ведущих новостных порталов делают свое", – написал он на своей страничке в Facebook.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.