"Переплатит миллионы". Как Белоруссия решила назло России отморозить нефтяные уши

© РИА Новости

Эксперт в области энергетики рассказал, почему Белоруссии невыгодно замещать российские энергоресурсы с помощью Литвы.

Экономическое сотрудничество Вильнюса с Минском в сфере поставок энергоресурсов может быть выгодно Литве, но экономике Белоруссии принесет только убытки, считает главный редактор журнала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич.

"Годовые потребности Белоруссии составляют 15 млн тонн [нефти]. Сейчас речь идет о партии нефти 80 тыс. тонн. Это даже не один процент. Но даже на этой партии, с учетом морской поставки, перевалки на железнодорожные вагоны и прочего, по предварительной информации, в сравнении с закупкой такой же партии нефти у России Белоруссия переплатит не менее семи миллионов долларов", – заявил Марцинкевич порталу Baltnews.

Ранее Литва предложила Минску помощь в обеспечении нефтью и газом, чтобы снизить зависимость от Москвы. По информации СМИ, в среду, 22 января, в Клайпедский порт поступит предназначенный для Белоруссии груз сырой нефти из Норвегии.

По словам Марцинкевича, норвежская нефть по своему химическому составу немного отличается, и тот нефтеперерабатывающий завод, который будет ее перерабатывать, вынужден будет менять производственный процесс, что тоже стоит денег.

"Экономического смысла здесь нет, а есть политический жест – Белоруссия хочет показать, что она является непримиримым противником России. Это не первый такой заход Белоруссии – были такие заходы и в 2003 году, и в 2011, когда они покупали азербайджанскую нефть. Делали одну-две закупки и успокаивались. Это логика "назло мамке уши отморожу". Которая отразится на рентабельности бизнеса", – подчеркнул энергетик.

Газ

"Для того чтобы заниматься транзитом газа, необходимо, чтобы появился трубопровод между Литвой и Белоруссией, работающий в обе стороны. Сейчас для обеспечения самой Литвы используется трубопровод Минск–Вильнюс", – рассказал Борис Марцинкевич.

По его словам, поскольку этот газопровод не работает в режиме интерконнектора, будет необходимо ставить дополнительную компрессорную станцию, и если Литва и Белоруссия согласуют такие дополнительные инвестиции, то теоретически это возможно.

"Ситуация в том, что достаточно сильно снизились спотовые цены на газ, в том числе на СПГ. Если Литва каким-то образом сумеет перехватывать по спотовым ценам газ "на нижней полке", то, может быть, это даже экономически будет выгодно. Но сколько времени займет такой проект, и устроит ли Белоруссию то, что она будет газ получать не постоянно, а время от времени, либо постоянно, но по разным ценам, то это вопрос к ней", – объяснил Марцинкевич.

Он подчеркнул, что на данный момент у Минска действует долгосрочный контракт с "Газпромом", который позволяет рассчитывать собственную деятельность.

"У Литвы нет собственного подземного хранилища газа (ПХГ), а ПХГ на территории Белоруссии принадлежат компании "Газпром" так же, как и вся газотранспортная система Белоруссии. Распределительная система принадлежит Белоруссии, а магистральные газопроводы – "Газпрому" с 2011 года, когда они были выкуплены. Так что здесь будет столкновение интересов по ПХГ, по ценам и по ритмам поставок", – уточнил специалист.

Эксперт отметил, что максимальная мощность литовского регазификационного судна Independence составляют 4 млрд кубометров газа в год, а потребности Белоруссии до запуска БелАЭС составляют 20 млрд кубометров.

Ранее литовский премьер Саулюс Сквярнялис обсудил двусторонние отношения и возможности укрепления экономического сотрудничества с недавно назначенным послом Белоруссии в Литве Валерием Барановским.