Ограничение "Газпрома" по использованию мощностей газопровода Opal не означает полный запрет на его использование, заявил глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.
"На самом деле европейское законодательство позволяет применять определенные схемы, которые могут позволить в полном объеме заполнить эту трубу (Opal), даже при применении Третьего энергопакета", – рассказал Константин Симонов в интервью Baltnews.
По его словам, просто возникает более сложная схема – нужно будет менять точки сдачи и приема газа в контрактах, собственник газа должен будет идти на аукцион и планировать там мощности. Конечно, вырастут транзакционные издержки, но в принципе можно жить и по европейским правилам, отметил Симонов.
"Я думаю, что, в конечном счете "Газпром" может пойти на эти вещи. Многим кажется, что "Газпром" – это такая инертная консервативная компания, которая привыкла стоять на своем. На самом деле "Газпром" уже поменялся", – отметил глава ФНЭБ.
Он напомнил, что, когда только появился Третий энергопакет, "Газпром" был категорически против, и то же самое было с долгосрочными контрактами – "Газпром" настаивал, что долгосрочные контракты должны лежать в основе энергетических отношений.
"Но постепенно "Газпром" понял, что "в чужой монастырь со своим уставом не ходят" и раз европейцы придумали эту историю, то скорее надо думать, как соответствовать этим правилам. Другое дело, что очень важно, чтобы европейцы все-таки закон не переписывали "в режиме Википедии", потому что так функционировать нельзя", – подчеркнул энергетик.
По мнению специалиста, европейцы приняли несколько неоднозначных с точки зрения международного права решений – например, расширили действие Третьего энергопакета на морские газопроводы, что противоречит принципу, известному еще со времен Римского права – "закон обратной силы не имеет".
"Последние пару лет европейцы доказывают, что они действуют в соответствии с русскими поговорками – "Закон – что дышло: куда повернешь, туда и вышло". И в этом плане наши иллюзии, что в Европе есть какое-то незыблемое право и честное правоприменение улетучиваются, и здесь мы наблюдаем серьезную политизацию правоприменительной практики", – констатировал Симонов.
Глава ФНЭБ отметил, что с точки зрения Третьего энергопакета можно проявить определенную гибкость, и жить по его правилам без особого ущерба для своего бизнеса, и, кроме того, определенные изменения уже произошли – совершен переход на спотовые цены, начинают проходить аукционы, российский газ просто продается на бирже.
"Поэтому здесь я не вижу каких-то проблем, чтобы "Газпром" пошел дальше в использовании Третьего энергопакета – ходил на аукционы, бронировал мощности или вообще передавал газ потребителям в других точках, а дальше бы уже потребители шли на аукционы. Здесь главное, чтобы европейцы не начали опять что-то переписывать, а жили в соответствии с теми правилами, которые они же и выработали", – добавил Константин Симонов.
Ранее Германия обжаловала решение Европейского суда юстиции по ограничению использования российской компанией "Газпром" мощностей газопровода Opal.
Напомним, что в сентябре 2019 года Суд ЕС удовлетворил иск Польши об отмене решения Еврокомиссии, которое якобы "нарушало принцип энергетической солидарности". Теперь российская компания может бронировать лишь 50 процентов транзитной мощности трубопровода Opal, который получает газ из "Северного потока".