Скандинавские банки: в литовской безработице виноваты украинские мигранты

Казалось бы, адекватных причин для роста безработицы в Литве нет, но скандинавские банкиры утверждают: все дело в наплыве так называемой дешевой рабочей силы из третьих стран. В первую очередь речь идет о трудовых мигрантах с Украины и из Белоруссии, которые наводнили литовский рынок, вытесняя отечественных работников.

Несмотря на завидный рост экономики, в Литве растет число безработных, что говорит о том, что далеко не все так гладко, как предпочитают декларировать официальные власти. В обозримом будущем перед республикой маячит стагнация, а внезапный рост безработицы рискует спровоцировать новые проблемы внутри государства и виток эмиграции.

О надвигающейся стагнации говорят и дискутируют довольно много. Правда, до конкретных шагов по оживлению экономики так и не дошло, поскольку нынешние власти больше сосредоточены на перераспределении доходов, а не на создании добавленной стоимости.

В то же время сообщение о росте безработицы стало сюрпризом для истеблишмента. Ведь это противоречит здравому смыслу: несмотря на то, что ВВП страны растет, причем растет быстрее, чем в среднем по странам Евросоюза, а предприниматели и крупный бизнес регулярно говорят о нехватке рабочей силы, число безработных при всем этом увеличивается.

Частные эксперты считают, что на рост безработицы повлиял наплыв так называемой дешевой рабочей силы из третьих стран. В первую очередь речь идет о трудовых мигрантах с Украины и из Белоруссии, которые наводнили литовский рынок, вытесняя отечественных работников.

Мигранты отбирают рабочие места

С такой непопулярной точкой зрения выступил старший экономист скандинавского банка Luminor Жигимантас Маурицас. Несмотря на то, что последнего, равно как и его банк, считают одним из апологетов неолиберальной модели экономики, защищающей интересы бизнеса, Маурицас не побоялся открыто заявить о проблеме, дав прикурить представителям широких деловых кругов и крупным литовским предпринимателям, культивирующим идею о том, что трудовые мигранты из третьих стран – это всестороннее благо.

"Что могло привести к росту уровня безработицы в Литве, – задался вопросом Маурицас на своей страничке в Facebook. – В первую очередь взоры обращены на увеличившийся поток дешевой рабочей силы из третьих стран (прежде всего Украины и Белоруссии), который, вероятно, вытесняет местных жителей с рынка.

Еще рано делать такие далеко идущие выводы, но несколько аргументов подтверждают это предположение, – отмечает экономист. – Во-первых, уровень безработицы растет, несмотря на рост числа занятых людей (то есть количество рабочих мест не сокращается).

Во-вторых, во втором квартале 2019 года уровень безработицы больше всего вырос среди живущих в городах мужчин (+0,7%) – именно там, куда приезжают иммигранты (большая часть иммигрантов – 85% – это мужчины). Уровень безработицы среди женщин вырос всего на 0,1%, а среди живущих в сельской местности мужчин уровень безработицы сократился на 0,5%.

В-третьих, во втором квартале 2019 года рост зарплат в строительном секторе составил всего 3,4% и был намного ниже среднего роста по стране – 7,9%. Поэтому, вероятно, из-за рабочих мигрантов давление в этой сфере уменьшилось, и рост зарплат в этом секторе снизился", – пишет эксперт.

Возможен новый кризис

По словам Жигимантаса Маурицаса, подобные тенденции рискуют спровоцировать новый внутренний кризис, который сведет на нет все предыдущие положительные достижения, говоря о последовательном росте экономики и долгожданном спаде массовой эмиграции за рубеж.

"Растущий уровень безработицы может способствовать дальнейшему росту неравенства, а наплыв дешевой рабочей силы – уменьшить стимулы (со стороны бизнеса и власти – прим. автора) инвестировать в создание человеческого капитала на местном уровне.

Беспокойство вызывает и то, что, несмотря на быстрый рост ВВП, уровень безработицы в Литве остается выше среднего в ЕС и выше, чем в других странах Центральной и Восточной Европы. Если рост экономики замедлится (что и прогнозируют), то уровень безработицы в Литве сможет достичь двузначного числа, а это снова заставит людей эмигрировать, увеличит неравенство доходов и фискальное бремя", – подчеркнул экономист.

Эксперт утверждает, что массовая эмиграция – бич современной Литвы, и эта проблема никуда не исчезла, а может разыграться с новой силой, поэтому с ней необходимо бороться в зародыше. Однако те риски, о которых он упомянул ранее, не предвещают ничего хорошего. Он настаивает на том, что с такими темпами люди вновь начнут уезжать в поисках лучшей жизни.

"Не нужно забывать, что в Литве расходы на труд все еще самые низкие в еврозоне (и третьи с конца во всем ЕС – после Болгарии и Румынии), поэтому последовательный рост зарплат необходим, чтобы остановить эмиграцию человеческого капитала Литвы.

Иммиграция (особенно если речь идет о высококвалифицированных работниках) из третьих стран необходима и неизбежна (если иметь в виду открытость нашей экономики и демографические вызовы), однако она не должна вытеснять местных жителей с рынка труда. Кроме того, ряд исследований показал, что иммиграция дешевой рабочей силы невыгодна для ориентированных на внутренний рынок и создающих небольшой ВВП секторов (например, строительство и торговля), – резюмирует Маурицас.

Этнокультурный сдвиг

В свою очередь эксперты в области социальных наук обращают внимание на то, что Литва, равно как и ее ближайшая соседка Латвия, может столкнуться с серьезными этонокультурными изменениями, в частности речь идет о наплыве белорусов и украинцев.

Так, белорусский политолог и исследователь Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции, утверждает, что это приведет к трансформации Литвы из моноязычной страны, где превалирует один язык, в многоязычную и многонациональную.

"Литва и Латвия могут пойти по пути Польши и начать массовую замену работающего населения гастарбайтерами, большинство из которых будут украинцами. Фактически через восемь лет в стране могут появиться порядка 300 тысяч славян при одновременном уменьшении количества этнических литовцев на 200-250 тысяч.

Таким образом, доля литовцев в Литве может упасть с 85% до 70-75%. Литву ожидает множество этнокультурных изменений. Благодаря наплыву трудовых мигрантов с Украины, свои позиции усилит Белоруссия, поскольку она станет транзитной точкой.

Ездить из Литвы, Латвии на Украину мигранты будут через Минск, в странах Балтии в целом усилится значение русского языка, так как литовский в совершенстве никто не освоит, а бизнес привык общаться на русском...

Новая крупная русскоязычная община укрепит торговые связи с соседними Белоруссией, Украиной и Россией, даст толчок развитию. Местные русские этого сделать не могут, да и не хотят, так как они оторваны от исторической родины", – говорит он. 

Вините неолибералов

В проблеме безработицы, на которую литовское общество, население и страна в целом реагируют болезненно ввиду своей малочисленности, некоторые эксперты винят устоявшуюся неолиберальную экономическую модель.

Так, экономист, замглавы правления Центробанка Раймондас Куодис считает, что государство и предприниматели должны покончить с порочной практикой равнодушного отношения к тем, кто не может найти нормальную работу или обеспечить себе достойный заработок.

"В мире превалирует парадигма неполной занятости, то есть, если вы без работы, значит, виноваты вы сами. Проблема же в том, что, если ты закопал девять косточек и выпустил десять псов, то один из них будет лентяем, так как он, мол, не нашел кость. Но ведь этой косточки и не было… Кто создает эти кости – политика, то есть, когда свободных мест больше, нежели занятых. В этом случае можно говорить, что люди – лентяи, или что у них слишком низкая квалификация. Но в Литве у нас нет полной занятости, особенно в регионах", – сказал он на форуме "Пикник идей", подчеркнув, что в регионах ситуация крайне печальная, а экономика страны развивается лишь в Вильнюсе, Каунасе и частично Клайпеде.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.