Белорусские колеса сознательно остановлены на подступах к Европейскому союзу

© Sputnik/ Виктор Толочко

В различных СМИ Литвы и Польши публикации на тему бесконечных очередей из большегрузов на белорусско-литовской границе стали привычными. Время бежит, машины стоят, водители мучаются.

Из белорусского райцентра Ошмяны в сторону государственной границы с Литвой очередь из большегрузных автомобилей растянулась на 12 километров. С учетом того, что на отдельных участках дороги тягачи с прицепами стоят в два ряда, а на последних двух приграничных километрах шоссе Минск – Вильнюс даже в три, можно округлить длину пробки до 15 километров.

После Ошмян колонна начинается практически сразу за поворотом на Буденовку. Помимо прочего, дорога стала опаснее, поскольку машинам, ездящим на большой скорости, трудно разминуться из-за сужения проезжей части.

Но здесь ничего не поделаешь, водителям немногочисленных легковушек и автобусов приходится мириться, поругивая на чем свет стоит границу, таможни и дальнобойщиков.

Заколдованный КПП

Пробки на КПП "Каменный Лог" есть всегда. Как правило, пик приходится на преддверие праздников. И на те ситуации, в которых проявляется неритмичность работы пункта из-за неторопливости сопредельной стороны, то есть КПП "Мядининкай".

Но почему в "Каменном Логе" всегда пробки? Ответ прост: у этого грузопассажирского пункта огромная пропускная способность: 500 грузовиков, 600 легковушек, 100 автобусов в сутки.

Через КПП проходит самый короткий путь в страны Балтии и к портам Балтийского моря, чтобы грузовыми паромами оттуда уйти в Скандинавию.

Поляки тоже любят "Каменный Лог", поскольку попутно догружаются на литовских складах и следуют домой заполненными под завязку. К тому же в Литве нет ограничения на ввоз топлива.

Наконец, это точка, через которую переваливается наибольшее количество контрабанды, в первую очередь, сигарет белорусского производства. Стоимость подакцизного товара иной раз достигает миллиона евро в розничных ценах черного рынка.

Конечно, сотрудники как белорусской, так и литовской таможен стараются, особое внимание уделяя поиску тайников в конструктивных особенностях автомобилей. Но при существующем потоке детально досмотреть груз каждого невозможно ни технически, ни физически. Так что ларчик открывается достаточно просто.

Доходная точка на трассе

На обратном пути от кордона в райцентр Ошмяны мой медленно двигающийся автомобиль остановили сотрудники дорожной милиции, которые попросили предъявить к осмотру салон и багажник. Позже я спросил, в чем был интерес милиции. Ответ разочаровал: сотрудники органов правопорядка приняли меня за торговца алкоголем в розницу с доставкой к заказчику.

Увы, чем еще заниматься водителям на пустой дороге, где нет инфраструктуры с мотелями, горячей водой, прачечными, закусочными и обустроенными туалетами? Все удобства для дальнобойщиков начинаются сразу за придорожным кюветом.

Бессмысленное стояние утомляет психологически. Чтобы не сойти с ума от трех-пятисуточного сидения в кабине, часть водителей попивает в меру, рюмкой снимая стресс. А закуски, в том числе горячее, им привозят предприимчивые ошмянские бабули, для которых очередь машин в сторону Литвы – источник дополнительных доходов. 

Главное наблюдение

Предполагаю, что "великое стояние" – это разновидность антибелорусских санкций со стороны чиновников Европейского союза. Поговаривают, что готовящийся новый пакет разрушит весь близкий Батьке бизнес, в том числе – автотранспортный. Новые санкции могут быть приняты на заседании министров иностранных дел ЕС уже 7 декабря.

19 ноября представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель заявил: санкции станут ответом на жестокость белорусских властей и будут направлены против учреждений и частного бизнеса, которые финансируют президента Александра Лукашенко и его правительство.

"Этот шаг повлияет на развитие нормальной экономической деятельности в Белоруссии", – предупредил Боррель. Можно предположить, что деятельность станет ненормальной.

О необходимости жестких санкций на встречах с зарубежными лидерами болтает и экс-кандидат Светлана Тихановская. Ее советник Франак Вячорка говорит, что белорусская оппозиционная команда не готовит санкционные списки или пакеты, но отношение к ним имеет. Третий пакет санкций, по словам советника, будет самым болезненным для бизнесменов.

Как хочется, чтобы Тихановская и Вячорка под Ошмянами вечерком нос к носу столкнулись с дальнобойщиками, которые вынуждены неделями ждать выезда из Белоруссии в сторону Евросоюза, и попытались объяснить водителям цели и смысл санкций. Совсем не сложно представить, как именно закончились бы переговоры двух сторон на пустынной обочине.

Увы, сладким мечтам сбыться вряд ли суждено. Однако печально, что к новым санкциям призывает оппозиция, называющая себя "защитницей интересов простого народа". На деле "ужасно далека она" от, например, дальнобойщиков.

Очень острожный оптимизм

Белорусы не только пережили в середине ХХ века опустошительную войну, но своими партизанскими действиями навели такого шороха в тылах немецкого Восточного фронта, что в где-нибудь в Силезии потомки карателей до сих пор вздрагивают при словах "Achtung, Partisanen!".

Надо полагать, официальный Минск новые санкции не только переварит, но и отыщет адекватный ответ.

Продрогший, я возвращался в столицу Литвы с единственной думкой – лишь бы развитие событий не ухудшило и без того незавидную долю водителей-дальнобойщиков.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.