В Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция "Сотрудничество спецслужб Литвы и нацистской Германии в 1940 году: неизвестные документы из зарубежных архивов", на которой директор фонда "Историческая память", научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков представил свое новое исследование Documentai atveria Paslapčių duris ("Документы открывают двери тайны").
Историк рассказал о том, что основой книги стали уникальные исторические документы, которые доказывают, что в Литве в 1940 году существовала целая агентурная сеть литовцев, работавших на нацистскую Германию.
В 2013 году Александр Дюков с коллегами обнаружили в Особом архиве Литвы – бывшем архиве КГБ Литовской ССР – комплекс ранее не вводившихся в научный оборот документов. Они пролили свет на сотрудничество литовских спецслужб и нацистской Германии в период с 1939 по 1940 года. Историк привел ряд выдержек их этих документов.
В частности, в протоколе допросов НКВД арестованного начальника Департамента госбезопасности республики (ДГБ) Аугустинаса Повилайтиса содержатся его показания на литовском языке, которые свидетельствуют о тайной встрече руководства Главного управления имперской безопасности (РСХА) и ДГБ в Берлине в феврале 1940 года. В рамках переговоров зондировался вопрос о передаче Литвы под протекторат Третьего Рейха.
Кроме того, спецслужбы республики подписали с нацистской Германией тайное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого осуществлялась, в том числе, совместная разведывательная деятельность против СССР. Показания Повилайтиса свидетельствуют и о передаче литовскими спецслужбами арестованных польских подпольщиков гестапо.
Чтобы проверить достоверность этих сведений и доказать, что Повилайтис дал данные показания "без давления НКВД", Дюков и его коллеги обработали данные 55 фондов из 22 архивов музеев и библиотек в восьми странах мира. Основной массив документов составили данные спецслужб Германии. Кроме того, использованы документы из архивов Франции, Латвии, где удалось найти новые показания Повилайтиса, архивы Литвы, России, а также рассекреченные материалы ЦРУ.
"Комплекс документов показал, что показания Повилайтиса в той части, которая касается сотрудничества ДГБ с нацистскими спецслужбами, вопросов зондирования Повилайтисом по распоряжению президента Литвы Антанаса Сметоны возможности установления над республикой протектората Германии абсолютно правдивы. Они подтверждаются независимыми источниками", – рассказал Дюков на презентации книги.
В финских источниках, обнародованных в 70-х годах прошлого века, приведены свидетельства первого начальника РСХА Вернера Беста, который контактировал с Повилайтисом и обсуждал темы сотрудничества с Третьим Рейхом. В 1939 году Бест руководил деятельностью айнзатцгрупп нацистской Службы безопасности (СД) на территории Польши и был среди организаторов массового уничтожения польской интеллигенции.
Из показаний Повилайтиса от 4 февраля 1941 года:
"Я изложил д-ру Бесту те тезисы, которые я получил от полк[овника] Жукайтиса от имени президента Сметоны и заявил, что они лично от Президента Сметоны, а не отправительства… Д-р Бест упомянул, что вопрос протектората может решиться уже в этом году, самое позднее к 1 сентября. Из слов д-ра Беста я понял, что вопрос протектората может решиться и раньше, чем закончится война на Западном фронте".
Дюков представил и найденные в немецких архивах свидетельства о совместной работе литовской полиции безопасности с гестапо. В РСХА выражали благодарность литовской стороне, отмечая тесное и результативное сотрудничество, и называли полицию безопасности "агентурной сетью".
После ввода дополнительных контингентов советских войск в Литву в 1940 году, большая часть сотрудников ДГБ республики бежали в Германию, а затем, после нападения нацистской Германии на СССР они приняли участие в Холокосте.
"Лучше Третий Рейх, чем СССР"
Дюков привел архивные данные с показаниями Повилайтиса, в которых он рассказал о беседе с Бестом о вхождении Литвы в сферу влияния Германии, которое преподносится как "лучший вариант", нежели вхождение в сферу влияния СССР.
"Бест подтверждал, что основной темой беседы было высказанное желание литовской стороны войти в сферу влияния Германии, а не Советского союза. Принимая во внимание статус Повилайтиса, Бест вынужден был каждый раз предполагать, что высказываемые Повилайтисом мысли соответствуют мнению литовского правительства. Бест сообщил, что свет Повилайтиса с ведущими немецкими чиновниками и прежде всего в кругах министерства иностранных дел", – пишет финский историк Сеппо Мюллиниеми, которому Бест лично рассказал о содержании бесед с Повилайтисом.
Аналогичные данные содержатся и в показаниях министра внутренних дел Литвы Казиса Скучаса, которые приводит Дюков:
"[Президент] Сметона сказал; что в случае неизбежности оккупации Литвы будет лучше, если ее оккупирует Германия, нежели Советский Союз, ибо в оккупации Литвы Германией он видел возможность сохранения в стране буржуазного строя".
Александр Дюков отметил, что исследования исторических событий и связанных с ними документов в архивах имеет очень важное значение, поскольку обнаружение таких свидетельств, устанавливающих фактов сотрудничества литовских спецслужб с нацистской Германией, показывает совсем иную картину событий июня 1940 года.
"Заключив 1939 году договор о взаимопомощи с Прибалтийскими странами, Кремль считал решенным вопрос защиты своих национальных интересов в этом регионе. И ситуация не изменилась бы если бы не закулисные игры президента Сметоны. Насколько нам известно, руководство Латвии и Эстонии таких игр не вело и вопрос установления германского протектората не обсуждало. Обсуждение этих вопросов является прямым нарушением советско-литовского договора о взаимопомощи", – рассказал Дюков.
"Узнав о происходящем и почувствовав угрозу в стремительных победах Германии на западе, Советское руководство приняло решение, что называется, зацементировать плацдарм и включить Прибалтику в состав СССР и тем самым исключить возможность перехода ее на германскую сторону", – объяснил историк.
Он отметил, что Литва сейчас скрывает данные о всех этих фактах, включая передачу поляков гестапо. По этой же причине Дюков объявлен ДГБ республики угрозой нацбезопасности страны, в связи с чем ему запрещен въезд в Литву сроком на десять лет.
"ДГБ Литвы заботится о чести мундира. Они боятся правдивой информации о том, что они делали в феврале 1940 года", – подчеркнул историк.
Причины сотрудничества с немцами и последствия сегодня
По словам старшего научного сотрудника Библиотеки РАН Наталии Андреевой, которая стала составителем комментариев в книге Александра Дюкова к персонам балтийских немцев, рассказала о том, почему нацистские настроения начали стремительно распространяться в странах Балтии в начале Второй мировой войны.
"Социально-политические перемены, которые произошли в Прибалтике с распадом Российской империи и образованием независимых балтийских государств, изменили социальный статус балтийских немцев, превратив их из руководящего и привилегированного сословия в рядовое национальное меньшинство. В то время как в них развивалось разочарование с утратой их традиционного положения, это способствовало распространению среди них националистических настроений и делало их весьма восприимчивыми к нацистской пропаганде, которая давала надежду на восстановление их положение через воссоединение с германской родиной", – рассказала она.
Кроме того, для нацисткой Германии такие люди были крайне нужны и полезны, поскольку имели налаженные связи в экономических и политических кругах, а также прекрасно знали специфику региона.
"Германские спецслужбы активно привлекали балтийских немцев к работе. Как бывшие граждане Российской империи и жители Прибалтики они прекрасно ориентировались в местной ситуации, знали подоплеку местных крайне непростых межнациональных отношений, владели русским языком и знали многие местные национальные языки. Все это облегчало задачу спецслужбам", – подчеркнула Андреева.
На этом фоне сегодня страны Балтии приравнивают СССР к гитлеровской Германии, возлагая ответственность на обе стороны за начало Второй мировой войны.
Аргументом в пользу начала обсуждения исторических событий тех лет с такой позиции является подписанное между главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза соглашение о ненападении – пакт Молотова Риббентропа. Несмотря на то, что СССР стал последним государством, заключившим подобный договор с Германией, страны Балтии и Польша считают, что именно этот договор стал отправной точкой начала войны.
"23 августа 1939 года был подписан договор с некоторыми протоколами, которым в Литве, Латвии и в Эстонии объясняют "вину" Иосифа Сталина в начале Второй мировой войны. А война началась 1 сентября. И я всегда спрашиваю историков из Балтийских стран: а вам не кажется, что подготовка к мировой войне за неделю это как-то слишком быстро. Ответом на такое я получаю легкую улыбку. Ну, честные люди, которым нечего сказать, обычно отвечают молчанием", – рассказал в ходе пресс-конференции президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
Он подчеркнул, что сегодня страны Прибалтики неспособны смотреть на исторические события иначе, и мыслят такими простейшими категориями, как "оккупация", обвиняя Советский Союз.
"Вся концепция государственности стран Балтии основана на оккупационном фундаменте, поскольку история рассматриваться с таких простых категорий как "оккупация" и "окуупанты". Под него подгоняется и переписывается вся история. <…> Это не история в чистом виде, это текущая политика. И сейчас на поле исторической памяти против России ведется война", – подчеркнул специалист.
Эксперты сошлись на мнении, что переписывание истории рядом стран Запада создает очень опасную для России внешнеполитическую и внутриполитическую ситуацию.
По словам члена Совета Федерации Анатолия Широкова, исследование небольших деталей событий тех лет, представленных в архивных документах, которое провел Александр Дюков, очень важно для формирования образа прошлого – с учетом таких деталей исторические события предстают совсем в новом виде. Если же смотреть на историю поверхностно, то тогда это открывает путь для начала фальсификаций и манипуляций историческими фактами.
"Накал исторической борьбы против России настолько силен, что он уже присутствует в государственных документах. Сегодня делается все, чтобы сформировать у читающей публики на Западе и у нас в стране, что Россия – это виновник, что она начала Второй мировой войны, а затем только и делала, что совместно с Германией "уничтожала" великую европейскую цивилизацию. При этом абсолютно очевидны те жертвы, которые принесла наша страна для того, чтобы эта самая Европа была как минимум свободной", – рассказал Широков.
В связи с этим сенатор отмечает две угрозы для России – внешнеполитическую, которая ведет к изоляции государства без возможности противодействовать агрессивным мерам ряда стран Запада, а также внутриполитическую, расшатывая обстановку внутри РФ.
"Если сегодня убедить мировое сообщество, что Россия – это агрессор и виновник начала Второй мировой войны и ни в коей мере не спаситель европейской цивилизации, то нужно пересмотреть то устройство мира, которое сложилось после войны. Тогда Россия не имеет право находиться в Совете Безопасности ООН с правом вето, не имеет право влиять на те или иные решения в рамках ООН. Это означает, что Россия не сможет противодействовать тем усилиям, которые направляются на конфликт с Российской Федерацией".
Книга Александра Дюкова "Документы открывают двери тайны" была представлена на литовском языке. По признанию автора, он решил отказаться от собственной аналитики и оценки документов, представленных в ней. Факты и только факты. Осенью этого года книга будет выпущена с дополнениями на русском языке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.