Президент Литвы Гитанас Науседа тщательно готовится к намеченным на 20 февраля переговорам по бюджету Европейского союза на 2021-2027 годы. Он надеется выторговать у Брюсселя два миллиарда евро.
До 20-го февраля глава Литвы уже дважды встречается с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. На предстоящих переговорах Гитанас Науседа расскажет высокопоставленному чиновнику о своих взглядах на общий бюджет ЕС. Ведь Вильнюсу жизненно важно сохранить поддержку из европейских фондов солидарности, полнокровное финансирование проекта закрытия Игналинской атомной электростанции (дефицит – в 210 млн евро) и схемы калининградского транзита (дефицит – в 76 млн евро), а также помощь фермерам (дефицит – в 250 млн евро).
К этим насущным расходам неожиданно прибавились непредвиденные – на продолжение строительства железнодорожного коридора Rail Baltica (примерно 700 млн евро). К списку следует прибавить серьезно увеличенные взносы Литвы в ЕС, с 3 млрд евро в 2014-2020 годах до 3,8-3,9 млрд в 2021-2027 годах.
В перспективе денег на решение всех задач не хватает, поскольку по варианту бюджета, предложенному Европейской комиссией, Литва может потерять в 2001-2027 годах 1,874 млрд евро. Если будет принят финансовый документ, подготовленный председательствовавшей в ЕС до 31 декабря 2019 года Финляндией, то потери официального Вильнюса вырастут до 1,898 миллиарда. Экономисты уже подсчитали, что ежегодно Вильнюс не дополучит по 270 млн евро.
Сокращения вызваны тем, что "общий бюджет ЕС немного уменьшился". Так мягко оценил брюссельские финансовые изменения советник президента Литвы Симонас Крепшта, хотя речь на самом деле идет о примерно 60 млрд евро. Для сравнения: валовый внутренний продукт (ВВП) Литвы на 2020 год запланирован в размере 39,521 млрд евро. Поэтому сложно поверить в искренность Крепшты. Несомненно, он лишь натянул на себя "маску спокойствия". На самом деле, в президентуре нервно ищут выход из очень непростой финансовой ситуации.
Кстати, с проектом бюджета ЕС не согласна не только Литва. Аналогичные настроения наблюдаются в Латвии, в Эстонии и даже в экономически более крепкой Польше. Например, 3-го февраля премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш находился с визитом в Брюсселе, где встречался с главой Евросовета Шарлем Мишелем. Кариньш сказал прямо: в Риге недовольны грядущим снижением дотаций и намерены побороться за увеличение финансирования из Евросоюза.
4 февраля премьер Эстонии Юри Ратас провел переговоры с тем же Мишелем и подчеркнул, что в числе главных целей Эстонии – поддержка сельского хозяйства и приравнивание прямых дотаций в области сельскохозяйственной политики к среднему показателю в Евросоюзе. В ответ Ратас не получил никаких гарантий, кроме традиционной "улыбки вежливости".
А что Вильнюс? "Нужно бороться по мере возможностей", – предложила стране посол в Брюсселе Йовита Нелюпшене. Сама она с осторожностью оценивает шансы на успех и предполагает: потребуется немало времени (не только встреча 20 февраля), чтобы договориться о бюджете сообщества на 2021-2027 годы.
"Если финансовая помощь Литве будет сокращена в соответствии с нынешним предложением на 27%, уменьшатся государственные инвестиции и страна может столкнуться с кризисом средних доходов. Кроме того, Литва может перестать генерировать капиталовложения, а экономика может так замедлиться, что страна вернется в группу менее развитых стран", – сделала пессимистичный прогноз человек из Брюсселя.
Нелюпшене, в информированности и компетентности которой сомневаться не приходится, сожалеет, что такие "страны-доноры", как Германия, Швеция и Нидерланды, больше не желают "кормить" экономически слабых членов ЕС. Наверное, послу нелегко было это признать, но она нашла в себе силы и сказала главное:
"Большого энтузиазма спасать нас [Литву] со стороны других стран нет. Условное деление Литвы в новой финансовой перспективе на развивающийся Вильнюс и отстающую остальную Литву никого в Европе не обмануло".
Дело в том, что в нынешней финансовой перспективе 2014–2020-х годов Литва трактуется как один регион. А в будущем бюджете будут проводиться отдельные переговоры по Вильнюсу и по остальной Литве. Итоги консультаций и окончательные решения приведут лишь к тому, что столица продолжит "откачивать" население из регионов, которые и без этого потеряли от 22 до 49% жителей.
Как проголосовать за бюджет Евросоюза с меньшими для себя потерями? Всяк ищет ответ по-своему. В этой связи есть смысл отдельно поговорить об общих тенденциях в Литве. Например, о том, что с наступлением 2020-го года литовское телевидение и радио, как по команде, начали говорить о том, что жители слишком много едят и чрезмерно много продуктов отправляют в мусорные контейнеры. Тут же на телеэкранах и в радиоэфирах появились "образцовые хозяйки", рассказывающие о том, как следует экономить семейный бюджет за счет рационального использования мяса, рыбы, овощей и фруктов. Смысл всех нравоучений сводился к следующему: покупай меньше.
В паре с домохозяйками начали работать эксперты по здоровому образу жизни и медики. Первые рассказывают, как нужно питаться, вторые – как избавиться от избыточного веса и поддерживать организм в оптимальном состоянии. Самодеятельностью такую мощную информационную кампанию не объяснишь, только желанием "верхов" приучить народ жить по средствам. Все это – первый путь общих тенденций в Литве.
Второй путь – постоянные заявления политиков и чиновников разного уровня о необходимости охраны окружающей среды. Это дело всегда считалось нужным, но сегодня идеи природоохраны буквально "вколачиваются" местным жителям в головы.
Дело в том, что еще в 2018-м году Европейская Комиссия предложила увеличить финансирование следующего долгосрочного бюджета ЕС на 2021‒2027-е годы почти на 60% в связи с программой финансирования охраны окружающей среды, природы и климата LIFE. Ее бюджет – 5,45 миллиардов евро. А для реализации Парижского соглашения и выполнения целей ООН в области устойчивого развития ЕК предлагает укрепить усилия по финансированию программ ЕС в области изменения климата, чтобы как минимум 25% всех затрат ЕС шли на связанные с этим цели.
Если Вильнюс желает "урвать" свой кусок, он обязан внедрить действия по сохранению климата во все свои расходы. В частности, в региональное развитие, энергетику, транспорт, исследования и инновации, аграрную политику и так далее. Глава Литвы, кажется, задачу понимает. Вопрос лишь в том, хватит ли у команды Науседы потенции так выстроить переговорный процесс, чтобы "развести" Брюссель и минимизировать возможные в 2021-2027 годах потери, которые, напомним, приближаются к двум миллиардам евро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.