За претензии на российский Калининград Литва заплатит Вильнюсом и Клайпедой

© BALTNEWS.lt / Анатолий Иванов

В Литве снова обвинили Россию в аннексии Калининградской области. Правда, пересмотр военных границ грозит самой прибалтийской республике лишением сегодняшних территорий.

Дискуссия вокруг легитимности принадлежности Калининградской области России для Литвы далеко не нова.  В год пятидесятилетия Потсдамской конференции и двадцатилетия подписания Хельсинкского акта (1995 год – прим. Baltnews) состоялся даже целый круглый стол, где литовские национал-патриоты призывали мировое сообщество пересмотреть статус этого региона.

Дедуле снова в тренде

"Отец литовской нации" Витаутас Ландсбергис на днях отличился, назвав Калининградскую область России "аннексированной".

"Надо знать, какой у нас сосед на востоке, и даже со стороны аннексированной Калининградской области. Двуглавое и двухвостое российско-белорусское союзное государство, которое в любой момент может быть запущенно и как плоскогубцы станет давить нас", – разошелся первый фактический лидер независимой Литвы на заседании Сейма, которое было посвящено памяти событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.

© BALTNEWS.lt / Михаил Прощин
Раса Юкнявичене и Витаутас Ландсбергис

Возможно, для мало знакомой с риторикой "независимых" литовских политиков аудитории эта фраза и прозвучала сенсационно. Но Витаутас Ландсбергис – русофоб, в буквальном смысле, старой закалки. "Каралявичус" – именно так называют литовские нацпатриоты Калининград – уже очень давно не дает ему спокойно спать.

Еще в 1997 году, будучи председателем Сейма Dedule (лит. "дедушка" – неформальное прозвище Ландсбергиса – прим. Baltnews) заявлял, что "Калининград, по правде говоря, не является суверенной территорией России. И никогда ею не был… Сейчас это настоящая колония, которую завоевали Советы, Россия – от имени Советского Союза".

При этом Литовская Республика 29 июля 1991 года подписала с РФ соглашения, которые декларируют незыблемость границ. Но, как заметил бывший заместитель Ландсбергиса Чесловас Станкявичюс, который и возглавлял литовскую делегацию на переговорах, "это не означает, что Литва отказалась от своих интересов в калининградском российском анклаве и что Вильнюс признал легитимность прав Москвы на Калининградскую область".

Откуда взялись притязания

Казалось бы, Калининград и прилегающая область никогда не были в составе Литовской Республики. Если кому теоретически выдвигать притязания, то Германии. Но не все так просто.

Примерно полтора столетия назад в Виленской и Ковенской губерниях начала формироваться этнокультурная концепция "Малой Литвы" – части Восточной Пруссии, которая исторически располагалась на территории нынешней Калининградской области. Там проживало литовское население и творили знаменитые деятели литовской культуры – поэт Кристионис Донелайтис и философ Видунас.

© BALTNEWS.lt / Рената Годлевская
Памятник Кристионасу Донелайтису

С тех самых пор многие литовские националисты желают "вернуть" в республику этот российский регион, мотивируя свои притязания тем, что в национальном самосознании Литвы Калининградская область воспринимается как колыбель литовской культуры.

Что же касается юридических аспектов, все пограничные недопонимания между Вильнюсом и Москвой были урегулированы российско-литовским договором 2003 года. Так что разговоры о "возврате" Калининградской области Литве можно смело считать "хайпом" для радикалов и прочих маргинальных элементов.

Аннексированный Мемель

Теперь о последствиях, которые имеет практически любое действие, даже если оно было сделано ради некоего пиара. Литовские политики, особенно такие тяжеловесы, как Ландсбергис, должны понимать, что, поднимая вопрос о территориальной принадлежности Калининградской области России, они автоматически ставят под сомнение статус сразу двух региональных образований собственной республики.

Одним из них является Клайпедский край – бывший Мемельланд, который входил в состав Восточной Пруссии и принадлежал ранее Германии.

Мемель (Клайпеда) в начале XX века

С историей Клайпедского края для литовских русофобов выходит вообще двойное противоречие – мало того, что налицо неудобная аналогия с Калининградской областью, так еще и своим наличием в составе Литвы этот регион обязан так ему ненавистным "совкам".

После поражения Германской империи в Первой мировой войне принадлежащий ей Мемельский край со своей столицей Мемелем стал мандатом Лиги Наций. Затем на протяжении трех лет он управлялся французской администрацией.

Молодая Литовская Республика остро нуждалась в собственном порте, поэтому логично, что ее взоры обратились на этот, так удобно расположенный с ней по соседству "лакомый кусок". Поэтому в январе 1923 года под предлогом ущемлений литовскоговорящего меньшинства Мемельского края местные литовцы подняли мятеж, известный как Мемельское или Клайпедское восстание. К городу подошли около 1400 якобы добровольцев. Хотя на самом деле большинство из них составляли кадровые военные литовской армии.

Французский гарнизон насчитывал всего 250 солдат. Поэтому активного сопротивления оказать просто не мог. Что касается немецкого населения, то они тоже не сопротивлялись восстанию, так как не воспринимали литовцев всерьез. Наоборот, эту ситуацию немцы оценили скорее как отличную возможность укрепить свое положение и возвратить город в состав Германии, поскольку Литва в политическом плане была гораздо слабее Франции.

Что касается Советской России, то он с самого начала активно поддерживал восстание в Мемеле, так как была заинтересована в укреплении позиций независимой Литвы в качестве противовеса Польше.

Эта поддержка и сыграла решающую роль – ни Франция, ни ее союзник по Антанте Великобритания не рискнули вмешаться и подавить мятеж, поскольку понимали, что Москва может ввязаться в конфликт и защитить литовцев. Надо ли говорить, что об этом факте историки современной Литвы предпочитают лишний раз не упоминать.

Итак, фактически можно сказать, что Литва установила контроль над Клайпедой с помощью военной силы. Большинство населения края составляли немцы, которые на протяжении всех последующих лет активно протестовали против литуанизации и считали себя оккупированными.

Третий Рейх 20 марта 1939 года потребовал у Литвы отдать Мемельский край, как исконно немецкие земли. Это был последний регион, который гитлеровская Германия приобрела до начала Второй мировой войны.

Вернулись в состав Литвы Клайпеда и Клайпедский край уже в 1945 году после освобождения Красной армией, по приказу Иосифа Сталина.

"Если тот факт, что Калининградская область по итогам войны перешла к России, вызывает у них сомнения, то у всего международного сообщества появляются основания предъявлять сомнения к нынешним границам Литвы. Такие основания появляются у Германии и у Польши, поэтому я бы предложил коллегам не поднимать подобные темы", – считает политолог Александр Носович.

© РИА Новости
Аналитик Центра общественно-политических исследований "Русская Балтика" Александр Носович во время пресс-конференции, посвященной презентации доклада "Наследие Второй мировой войны в странах Балтии: как восстановить справедливость для жертв нацистских преступлений"

Как СССР польский Вильнюс подарили

Вторым спорным регионом является столица республики Вильнюс и прилегающий к нему Виленский край. Эти территории независимая Литва потеряла еще в 1920 году, после того, как их заняли польские войска генерала Желиговского. Более десятилетия – до 1939 года – они находились в составе Польши.

В сентябре 1939 года Вильнюсский край был занят войсками Красной армии и по советско-литовскому договору о взаимопомощи впоследствии передан Литве. Примечательно, насколько риторика литовских политиков тех лет отличалась от нынешнего образа врага, который так любит "лепить" нынешний литовский истеблишмент.

"Благодаря Советскому Союзу и Красной армии восстановлена историческая справедливость: Вильнюс наконец-то воссоединен с Литвой и вновь стал ее столицей", – писал литовский президент Антанас Сметона в телеграмме Сталину, Молотову и Тимошенко.

Кроме этого, одну из главных улиц литовской столицы Сметона распорядился назвать именами Сталина–Молотова, в благодарность Советскому Союзу.

© Sputnik/ Max Alpert
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР Вячеслав Михайлович Молотов

Отметим, что некоторые политические силы в Польше до сих пор считают Вильно и Виленский край исконно польскими территориями и мечтают о возрождении Речи Посполитой. И если в Клайпеде немцев сегодня почти не осталось, то в вильнюсском регионе поляки составляют большую часть населения.

Поэтому литовским политикам следует задуматься о том, что, делая популистские заявления о нелегитимности нахождения Калининградской области в составе РФ, им следует быть готовыми распрощаться и с Вильнюсом, и с Клайпедой, добровольно передав их Польше и Германии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.