Михаил Хазин: официальным данным о состоянии мировой экономики верить нельзя

© Sputnik/ Anton Denisov

В 2019 году мировая экономика подверглась ряду серьезных вызовов. Российский экономист Михаил Хазин рассказал Baltnews, стоит ли ожидать очередной кризис, и как он может развиваться.

Экономический климат, который сложился в 2019 году, не создает новый глобальный кризис. По мнению российского экономиста, постоянного члена "Изборского клуба" Михаила Хазина, мир уже живет в состоянии перманентного экономического кризиса, начиная с 2008 года.  

– Г-н Хазин, какие события 2019 года в мировой экономике могут спровоцировать наступление нового экономического кризиса?

– Кризис идет с 2008 года, не прекращаясь. Усугубить кризис может обвал финансовых рынков. Но я склонен считать, что он все-таки произойдет не в 2020 году, а в 2021, потому что выборы президента США будут в ноябре 2020 года.

– Что будет происходить в случае обвала фондовых рынков?

– Если происходит обвал фондовых рынков, то, соответственно, происходит снижение стоимости залоговых активов. В результате резко сокращается рефинансирование реального сектора, резко падает уровень дохода населения, и начинается дефляционный шок, как это произошло в 2008 году и в 1930 году.

– Вы считаете, что в 2020–2021 годах такая ситуация повторится?

– В отличие от 2008 года, в нынешней ситуации уже невозможна накачка экономики эмиссионными деньгами без тяжелых последствий.

– Какие-то меры можно предпринять, чтобы избежать такого сценария?

– Нет, избежать этого невозможно. Ликвидировать кризис нельзя, оттянуть на какой-то срок можно. А какие меры для этого предпринимать – это вещь очень сложная и деликатная, нужно хорошо разбираться, как устроены кредитно-денежные системы, и иметь много рычагов.

– В 2019 году зафиксировано серьезное торможение экономического роста в США, Европе, России и даже в Китае. Как вы считаете, будет ли оно продолжаться, или это временное явление?

– Экономического роста нет, есть экономический спад. Произошло усиление экономического спада. Только я еще раз повторю, что не нужно ссылаться на официальные данные об этом.

– Почему?

– Официальные данные к реальности имеют очень слабое отношение. Власти обязаны показывать свою эффективность. Они ее и показывают, независимо от реальности.

– А в реальности ситуация иная?

– В реальности мы имеем ситуацию, при которой экономический рост рисуется за счет очень большого роста долга.

– Но в 2019 году спад стал сильнее или нет?

– В 2019 году ситуация стала хуже, потому что механизм доведения этих денег до домохозяйств – то есть до конечного спроса – работает все менее и менее эффективно.

– А по какой причине?

– Потому что люди перегружены долговыми обязательствами и потому что попытались поднять ставку. В США уже, правда, снова стали опускать.

Тут есть еще одно обстоятельство. Поскольку США совершенно четко решили поднимать свой уровень жизни за счет других и начали серию торговых войн, в результате начались проблемы в Евросоюзе и в Китае.

– Торговая война США с Китаем будет набирать обороты?

– Позиция Трампа четкая и понятная: со всеми странами у США должен быть баланс во внешней торговле. А сегодня профицит Китая в торговле с США – около триллиона долларов. По этой причине совершенно очевидно, что Трамп будет продолжать, у него нет другого выхода.

– Как будут отвечать на это китайцы?

– Они никак не могут ответить, это невозможно. Тут могут быть отдельные споры, но общая базовая линия США будет выдерживаться.

Сейчас этот процесс не то чтобы притормозился, но на него оказывают влияние выборы – а вдруг Трамп проиграет? Я в это не верю, но теоретически такой вариант возможен. А как только Трамп выиграет, действовать он начнет довольно жестко.

– Финансовая политика США сильно изменится в случае ухода Трампа?

– Давайте не будем рассматривать варианты, которые являются слишком маловероятными. Если он проиграет, это будет означать, что должен выиграть кто-то из демократов. То есть это будет возврат к прежней политике и вызовет обвал еще почище и большие проблемы у всех.

– Почему?

– Потому что та линия, которой придерживаются банкиры, которые стоят за демократической партией США, – это любой ценой спасти мировую долларовую систему. Соответственно, это вызовет тотальную катастрофу во всех странах мира с точки зрения интересов граждан.

Будет резкое падение жизненного уровня населения всюду, в том числе и в США. Будут глобальные социальные катастрофы и еще много неприятностей.

– Ожидать ли нам в обозримом будущем дедолларизации мировой экономики?

– До обвала мировых финансовых рынков и при самом обвале доллар будет расти, но потом будет постепенно падать. Прежде всего, за счет того, что появятся региональные валюты, которые на своей территории будут его вытеснять. Из ряда регионов мира доллар в будущем уйдет, из США – нет.

– А из каких регионов доллар уйдет?

– Западная Европа, евразийское пространство, китайское пространство – вот там доллара не будет.

– Там будет какая-то единая валюта, или просто национальные валюты настолько укрепятся, что все расчеты будут происходить в них?

– Я думаю, что в евразийском пространстве будет одна валюта, в Китае – другая. В Западной Европе, если она сохранится, что неочевидно, будет евро.