До начала учебного года 2019/2020 рукой подать. Но только за 20 дней до 1 сентября в Минобразования вдруг вспомнили, что по всей Литве в школах и гимназиях некомплект учителей.
Особенно сложная ситуация в провинции. Правительственная программа по привлечению выпускников педагогических факультетов в сельские школы и школы небольших городков провалилась. В теории все выглядело неплохо. Были предусмотрены компенсации на проезд и жилье для молодых специалистов, дополнительные федеральные и муниципальные льготы. Но энтузиастов, откликнувшихся на призыв "поднимать образовательную целину", можно по пальцам пересчитать.
Молодые люди с педагогическими дипломами предпочитают эмиграцию или работу кем угодно, только не тяжкий и неблагодарный труд сельского учителя. К слову, мало кто в стране желает быть "сельским врачом", "сельским библиотекарем" или "сельским культработником". Современную молодежь влекут крупные города с их зарплатами и возможностями социальных лифтов.
Но Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй и Паневежис – тоже не образцовые примеры. Например, в столице Литвы точно так же не хватает педагогов, как в деревне Калабибишкес. Школы переполнены, дети учатся в две смены. Следовательно, учителя загружены или посменно, или с утра до вечера. Плюс обязательная внеклассная работа, плюс классное руководство, плюс обязанность вести неисчислимое количество планов, отчетов, сводок и других бумаг, без которых сам педагог работать может, а чиновники из министерства науки, образования и спорта комфортно существовать не в состоянии.
Только в Вильнюсе в канун нового учебного года не хватает примерно 200 учителей. Как доложил 1 июля заместитель мэра столицы Витаутас Миталас, "у столицы нет 4 млн евро для финансирования специалистов по поддержке образования. Нужно найти 44 преподавателя в начальные классы, 27 учителей литовского языка, 20 – английского, столько же воспитателей подготовительных групп, 18 математиков, 11 учителей музыки, 9 историков и 9 преподавателей информационных технологий".
У Миталаса нет иного выхода, как предложить администрациям школ и гимназий некие полумеры: из-за плачевного положения завозить учителей из регионов или подбирать и принимать на работу людей без педагогического опыта. Для последних в Литве специально расширяют программу "Выбираю профессию учителя". В школы хотят привлечь бизнесменов, психологов, антропологов, архитекторов, специалистов в сфере IT и телекоммуникаций, художников, актеров и так далее.
Рецепт стар. Но опыт показывает, что не слишком полезно такое лекарство. Переманенные из регионов оголяют педагогическую линейку на местах. А набранные с улицы привносят в школьную действительность немало странных и даже опасных явлений.
Например, свеж в памяти случай, произошедший в литовской школе местечка Вевис. Там "училка" решила порадовать старшеклассников стриптизом на учительском столе во время какого-то школьного праздника.
Во времена Литовской ССР в Вильнюсе работали в шаговой доступности 66 литовских, русских и польских школ. Но 40 из них за годы независимости закрыли по программе укрупнения начальных и средних учебных заведений. Ученикам тесно. Не менее 30% детей и подростков вынуждены ежедневно добираться в школы за несколько километров на общественном транспорте. Самых маленьких привозят родители, что тоже не слишком комфортно из-за пробок и отсутствия парковочных мест.
За минувшие 30 лет в Вильнюсе построена одна школа. Появились новые спальные микрорайоны, в которых образовательных учреждений нет вовсе. И таких районов не один и не два. Бэби-бум 2000-х годов сильно ударил по теоретикам реформы образования в контексте "сокращений и укрупнений". Но ответственности, само собой, никто из бывших госчиновников не понес. Что касается расширения и модернизации действующих школ, такие планы обходятся примерно в 10 млн евро. Новое строительство – примерно в два-два с половиной дороже. А денег, как обычно, нет даже для затыкания застарелых щелей.
Между тем еще бывшая министр науки и образования Юргита Петраускене с опорой на статистику подчеркивала: "демографическое положение в Литве представляет вызов для системы образования". Заказанное по ее инициативе исследование показало, что в начале 2022 года число детей увеличится только в крупных городах. В северо-восточной части Литвы количество детей будет сокращаться быстрыми темпами. Это обостряет дисбаланс спроса на учителей. В одних самоуправлениях их слишком много, в других не хватает.
К слову, в этом же исследовании отмечены простые результаты учебного процесса. Например, сказано: достижения литовских школьников в международном контексте остаются средними. Хорошо себя в школе чувствует только чуть более 50% всех учеников. Связь между уровнем квалификации учителей и достижениями учеников не просматривается, система финансирования школ в муниципалитетах неэффективная, много средств уходит на хозяйственную часть и администрирование.
Но возвратимся к теме нехватки педагогов. Президент ассоциации начальных школ Аушра Бурбене полагает, что по финансовым соображениям многие учителя переходят работать в частные школы. Там они получают не менее 1000 евро "на руки". В государственной школе опытный педагог получает не более 700 евро чистыми.
Вторая сторона вопроса: нежелание правительства ввести кабалу для молодых специалистов. В телефонном комментарии Бурбене призналась, что "студенты бесплатно учатся, но они должны бы взамен в обязательном порядке отработать в школе минимум два-четыре года".
Третий пункт – возраст педагогического корпуса. Более 60% учителей – люди из предпенсионной категории наемных работников. Им сложно физически, да и знаний современных не хватает. По отношению к "старикам" даже школьники средних классов ведут себя вызывающе. Что касается восемнадцатилетних, то они третируют нелюбимых учителей, могут и руку поднять на педагога. Такие случаи в Литве фиксируются сплошь и рядом, однако ни один из школьных хулиганов пока не наказан в административном или уголовном порядке. "Они же дети!" – вот стандартный ответ полиции, школьной администрации и членам родительских советов.
"Если правительство быстро ничего не изменит, я не знаю, кто будет учить наших детей через пять и десять лет? Только вопрос времени, когда будет настоящей проблемой найти кандидата даже на должность директора школы", – резюмировала Аушра Бурбене.
Если на таком высоком уровне бьют тревогу, впору пристально изучить, что делает Министерство науки, образования и спорта, чтобы учителей обеспечили всем необходимым?
Уже 30 лет в независимой Литве предпринимаются усилия по повышению престижа профессии школьного учителя. Ради достижения цели изобретены тысячи проектов и освоены миллионы евро. Может, пора и за результат спросить?
Завершим наш обзор тем, чем и начали: Альгирдас Монкявичюс третий раз возглавляет Министерство науки, образования и спорта. За девять лет его предыдущей службы на этом посту проблема с педагогическими кадрами только углублялась. Сегодня она напоминает бездонную пропасть. Но только текущим летом Монкявичюсу открылось: оказывается, в стране катастрофически не хватает учителей школ и гимназий. Зачем такой министр нужен в "правительстве профессионалов", как называет свой кабинет премьер Саулюс Сквернялис?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.