"Ядро" Евросоюза, похоже, решило больше не церемониться с "периферией" и вообще не позволило представителям этих стран получить хоть сколько-нибудь значимые посты. Более того, западноевропейские государства вовсе перестали слышать своих "младших братьев", предпочитая заниматься более серьезными проблемами, в том числе разборками между собой.
Переговоры в Брюсселе о назначении новых лидеров ЕС были настолько трудными, что мероприятие по своей продолжительности побило все рекорды. Оно длилось более 17 часов. Страны столь яростно спорили о том, кто получит ключевые посты в евроструктурах, что глава Евросовета Дональд Туск вынужден был продлить проведение переговоров даже на следующий день.
Решило ли это проблему? Смотря для кого. Для "Старой Европы" результаты саммита ЕС, пожалуй, можно считать приемлемыми. А вот если говорить о представителях восточноевропейских государств и странах Прибалтики, то они были беспардонно отодвинуты от руководства Евросоюза.
Так называемая периферия ЕС вообще последние годы все чаще остается неуслышанной. Даже ее антироссийская риторика, которая, казалось, уж в Европе точно должна была бы иметь успех, мало кому интересна в Брюсселе.
Больше не указ
Споры на саммите были нешуточными. Они ярко демонстрируют то, что сегодня вообще глупо говорить о какой-то единой Европе. Но не будем углубляться в политические игры, интриги и хитросплетения, благодаря которым руководящие должности получили представители Германии, Испании, Франции и Бельгии.
Просто подведем итог. Да, "Вышеградская четверка" (Польша, Чехия, Венгрия и Словакия) добилась того, что голландский политик Франс Тиммерманс так и не получил должность в Европейской комиссии. Но "ядро ЕС" в итоге перешло в контратаку. Пост получила гражданка Германии – министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен.
С остальными руководящими должностями ЕС примерно та же картина. Главой европейской дипломатии стал и.о. министра иностранных дел Испании Жозеп Боррель. Директором-распорядителем МВФ стала вновь француженка – Кристин Лагард. Председателем Евросовета назначен бельгийский политик – Шарль Мишель.
Все "сливки" забрали представители исторического "ядра" Европы. Нет, есть, конечно, утешительный приз в виде председательства в Европарламенте, который достался итальянцу Давиду-Марии Сассоли. Но давайте будем честными, Италия – это четвертая экономика по размеру в ЕС, считать эту страну "периферией" и сравнивать с какой-нибудь Словакией или Латвией как-то не очень справедливо.
А вот странам Скандинавии, Восточной Европы и Прибалтики вообще не оставили даже "крошек на столе". Все эти государства попросту лишили всякой возможности оказывать влияние на политику ЕС в ближайшей перспективе. Причем сделано это было крайне грубо.
Почему с "периферией" обошлись так жестко?
В беседе с Baltnews политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев объяснил, из-за чего Западная Европа так беспардонно взяла все ключевые должности, а прибалтам, полякам, чехам и другим представителям восточноевропейских стран не оставила ровным счетом ничего.
"Бывшие социалистические страны не исполняют всех обязательств, которые они приняли на себя при вступлении в ЕС, особенно – в вопросе приема мигрантов на свою территорию. Тут, правда, больше отличились не прибалтийские государства, а восточноевропейские – Польша, Венгрия, Чехия.
В бумагах, которые подписывали все эти страны ведь "черным по белому" было прописано, что у новых членов Евросоюза есть не только права, но и обязанности, в том числе и принятие мигрантов в соответствии с решением руководства ЕС. Плюс там есть еще много чего, причем бюджетные дисциплины – это далеко не самые острые моменты. Но мы видим, как многие "периферийные" страны ЕС не торопятся все это делать. Вот вам и ответная реакция Брюсселя.
Фактически мы видим, что условно Западная Европа живет в эпоху постиндустриальной экономики, в эпоху мультикультурализма, а вот "периферия ЕС" как бы "застряла" в индустриально-аграрном обществе, где интересы государства ставятся выше целей наднациональных организаций. Именно поэтому руководящие должности представителям Восточной Европы, Прибалтики и даже Скандинавии никто не дал.
Другой вопрос, что такие грубые методы всех проблем в ЕС, не решит. Более того, новый состав руководства Евросоюза вряд ли справиться с теми вызовами, перед которыми сегодня стоит организация.
[Эммануэль] Макрон умело пользуется проблемами, которые наблюдаются у [Ангелы] Меркель, пытаясь сделать Францию вновь первым государством в Евросоюзе, как это было во времена его основания. Увы, но между Германией и Францией есть множество серьезных противоречий и споров о том, в какую сторону нужно смотреть.
К примеру, Берлин сегодня ориентируется на постсоветские страны и Балканы, а Париж все больше хочет развивать сотрудничество в средиземноморском районе. В Италии так и вовсе сейчас такое правительство, существование которого – это уже вызов всему Европейскому союзу. Есть противоречия в "ядре ЕС" и более мелкие, вроде споров в Бельгии между фламандцами и валлонами. Но, к сожалению, новое руководство Евросоюза не сможет с этим справиться, тем более, когда его состав настолько однороден", – сделал вывод эксперт.
Особенности демократии в ЕС
Выходит, что равенство и единство в Евросоюзе оказались словами на бумаге и наигранной сказкой в отдельных репортажах популярных СМИ. На практике все совсем иначе.
"Европейская демократия – красивый фасад, за которым скрываются серьезные экономические противоречия. Германия и Франция соперничают за главенство в Европе, британский капитал защищает свои прибыли через Брекзит, а Югу и Востоку уготована роль ресурсной базы. При этом Италия, Испания, Греция, страны Прибалтики и Восточной Европы с точки зрения развития своей экономики и промышленности не приобрели, а скорее потеряли от вступления в ЕС", – подвел итог политический деятель, секретарь Московского горкома "Рот Фронт" Александр Батов.
Более того, не утихают разногласия даже внутри самого "ядра" ЕС. Макрон старательно пытается перехватить инициативу у Меркель, и хотя бы создать видимость того, что именно Париж, а не Берлин, вскоре станет стержнем Европы. Италия превратилась в этакого бунтаря, который по уровню евроскептицизма уже мало чем уступает Венгрии и другим восточноевропейским странам. Про Великобританию и ее выход из альянса, пожалуй, даже говорить не стоит.
Россию слушают больше
Примечательно, что на фоне ссор и взаимных претензий страны Западной Европы стали лучше относиться к России, причем настолько, что даже не слышат "криков" Прибалтики. Одно только восстановление полномочий российской делегации в ПАСЕ чего стоит. А ведь Брюссель даже не потребовал от Москвы никаких уступок. Россию просто вернули в организацию.
Даже в претензиях к "Газпрому" у стран Балтии ничего не выходит. Недавно шведский апелляционный суд округа Свеа отклонил, причем в полном объеме, ходатайство Литвы. Говоря простым языком, решение Стокгольмского арбитража по спору между прибалтийским государством и ПАО "Газпром" оказалось в силе.
Итог – Вильнюс не получит никаких 1,5 млрд евро. Кстати, вот вам еще "вишенка на торте" – суд обязал Литву возместить "Газпрому" все судебные издержки по этому делу.
Вот такой вот "ветер перемен". Теперь Европа считает газовый холдинг из "коварной России" честным игроком, который прибалтийскому государству ничего не должен, а "периферийного" члена ЕС недостойными внимания. Да и зачем на такие страны вообще отвлекаться? В руководство Евросоюза их представителей все равно ведь никто не пустил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.