Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла решение о восстановлении России во всех правах без каких-либо условий – российская делегация вновь вернулась в Страсбург и приступила к полноценной работе в организации. Литовские делегаты-парламентарии были одни из немногих, кто единогласно выступил против такого сценария.
Однозначная позиция большинства европейских стран по этому вопросу вызвала более чем болезненную реакцию среди литовского истеблишмента и высших сановников в целом. 70% всех участвующих в заседании ПАСЕ депутатов одобрили резолюцию, возвращающую российским делегатам право голоса и возможность занимать ключевые должности в Совете Европы. "Против" единогласно высказались лишь депутаты от Украины, Грузии и стран Балтии.
Сказать, что литовские политики, топовые аналитики и околополитические эксперты расстроены – это ничего не сказать. В местном публичном пространстве новость восприняли как предательство и крах всей общеевропейской системы безопасности. Посыл Вильнюса звучит предельно ясно – страны Балтии не знают, как выстраивать дальнейшие отношения с Западом, в частности, с ключевыми партнерами в лице Германии и Франции, несущими прямую ответственность за то, что происходит в Евросоюзе в целом. Литовский депутат-консерватор Эмануэлис Зингерис уже назвал случившееся "развалом ЕС", да и то ли еще будет…
Ах, обмануть меня не трудно!
В Литве не ожидали столь однозначный результат голосования по возвращению России в европейскую структуру. Когда выяснилось, что сторонники пророссийской резолюции одержали столь убедительную победу над ее противниками, отечественные эксперты уже строчили гневные комментарии, записывали возмущенные обращения и открыто клеймили западных "союзников", которые предали "воюющую" Украину, "оккупированную" Грузию, разделенную Молдавию, "обороняющуюся" Прибалтику и тому подобное.
Так, одиозный топовый литовский политолог Марюс Лауринавичюс, старший аналитик Вильнюсского института политического анализа заявил, что Запад вытер ноги о гордо декларируемые им принципы и ценности.
"Приходится еще раз повторить, что я повторял не раз – проблема не в России, проблема в нас самих (ну, хорошо, в данном случае в наших западных партнерах, но сколько еще аналогичного попустительства режиму "кремлевской мафии" в Литве…). Ведь это голосование показало, сколько в Европе стран и политиков, которых не волнует даже не столько "агрессия" Кремля, сколько их собственные принципы", – написал он разгоряченный пост на своей страничке в Facebook.
Новое время – новые враги
Парадоксально, но итоги голосования в ПАСЕ вскрыли новый нарыв. Оказывается, мало того, что Литва не только якобы держит оборону на восточном фронте, денно и нощно противодействуя России и Белоруссии, которую проконсервативные элиты именуют не иначе как кремлевским "сателлитом", так еще и на западном фронте положение удручающее. "Пятая колонна" растянулась вереницей стран-предателей – от Лиссабона и Мадрида до Берлина и Братиславы и от Рейкьявика и Осло до Стамбула и Рима.
Самое главное то, что в целом совершенно непонятно, что Литве делать в такой ситуации. Где искать защиты, покровительства и поддержки, когда союзники еще "хуже" русских. Позиция последних, по крайней мере, предсказуема, понятна и откровенна, а вот немцы, французы, испанцы и еще десяток европейских держав оказались натуральными волками в овечьей шкуре.
Депутат-консерватор Жигимантас Павиленис, кадровый дипломат, бывший посол Литвы в США и Мексике, не стесняясь в выражениях, заклеймил позором "прогнившую" Европу.
"Россию вдохновляют на новую оккупацию. Давайте припомним страны, чьи делегаты голосовали за возвращение России в ПАСЕ, не учитывая уже выполненную "оккупацию" Украины: Франция, Германия, Исландия, Италия, Марокко, Нидерланды, Швейцария, Турция. Это новый вызов главам нашего государства, дипломатии, активным в вопросах внешней политики депутатам Сейма, всем, кого волнует Украина, Грузия, международное право", – с грустью констатировал Павиленис на своей странице в соцсетях.
"Враги" демократии – Россия и Германия
Но самый главный перл подарил общественности "патриарх" литовских консерваторов, первый фактический руководитель Литвы, мыслитель и пенсионер вселитовского значения Витаутас Ландсбергис. В своем авторском комментарии, который распространила пресс-служба партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) он заявил, что Германия и Россия затеяли новый раздел Европы, а действующее немецкое руководство – якобы посредники Владимира Путина в ЕС.
"Управляемая Москвой объединенная посткоммунистическая Германия будет осуществлять политику Кремля в Европе и в мире, – говорит Ландсбергис, утверждая, что после падения Берлинской стены истинной хозяйкой положения стала не капиталистическая прозападная ФРГ, а коммунистическая ГДР, хотя тогда все казалось иначе. – Это и происходит в наши дни. Только вместо бывших масок коммунизма – корыстная открытость русского "экспансионизма".
Многолетняя последовательная идея царей и эрозия "непутевого" партнера, то есть Евросоюза, дает результаты. С промывкой мозгов немецких социал-демократов, оккупируется МИД и внешняя политика государства. Танки можно временно сложить на полку с игрушками где-нибудь на Востоке. Оккупируют не мышцы, оккупируют черепную коробку. Германия услужливо выступает в роли адвоката Кремля, его "агрессий", одобрения и узаконивания этих "агрессий". Невероятно? Да, но к сожалению, но это так", – утверждает Витаутас Ландсбергис, говоря о том, что происходящее в Совете Европы якобы сравнимо с Мюнхенским сговором и предательством Чехословакии.
Подобные оценки и радикальные – даже откровенно антиевропейские суждения – вряд ли можно встретить и услышать из уст политиков других стран ЕС. В этом плане Литва отличается от своих партнеров даже при сравнении со странами Балтии, но факт остается фактом.
Ранее уже говорилось о том, что внешнеполитическая конъюнктура и скелет общеевропейской, общебалтийской и североевропейской политики безопасности принципиально меняется – маятник качнулся на Восток, поэтому процессы формальной "перезагрузки" между Россией и Западом естественны. Монолитная политическая система Литвы уже тоже дала трещину в этом вопросе, но пока стена еще стоит. Вопрос лишь в том, когда она будет разрушена,и какой фактор станет ключевым для системных внутренних изменений в обществе и местном публичном пространстве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.