– Татьяна Петровна, в каких городах, кроме Вильнюса, пройдет марш "Бессмертного полка"?
В предместьях Вильнюса пройдут самостоятельные шествия. Они – составная часть праздника. Как всегда, столицу Литвы активно поддержат Клайпеда, Паневежис и Висагинас. Очень надеюсь на адекватных, порядочных, активных жителей Шяуляй, Каунаса, других городов и местечек. 9 мая мы приглашаем в колонны "Бессмертного полка" всех, кому дорога память отцов, дедов, матерей, бабушек, сражавшихся с нацизмом. Приглашаем тех жителей Литвы, для кого важна подлинная история ХХ века.
Что касается центрального акцента, то марш "Бессмертного полка" традиционно состоится в Вильнюсе на воинском мемориальном кладбище. Здесь к Вечному огню и к мемориалу воинам-освободителям выдвинется самая многочисленная колонна. Пять лет назад нас было несколько человек, а уже в 2018 году – тысячи. Не сомневаюсь, что 9 мая мы увидим новые лица. Много новых лиц, сотни и сотни.
Для подвига нет срока давности. Проходят годы, сменяются поколения, но 9 мая останется символом общей победы над фашизмом, нацизмом и гитлеризмом. Мы, дети, внуки и правнуки великого поколения победителей, бережно храним и чтим память павших и отдаем дань глубокого уважения всем, опаленным войной. Помимо прочего, это огромный воспитательный момент. Наши дети и внуки должны знать историю своей семьи и Родины, гордиться своими предками.
– Мы с вами можем создать обобщенный портрет участника "Бессмертного полка"-Литва?
– Уходит поколение живых свидетелей Победы. Изменить это мы не в силах. Но не уходит память. Смысл нашего уже международного движения – это память о своем родном человеке, члене семьи, который на поле боя или в тылу приближал Победу. Я бы подчеркнула: интимная память, которой чужд громкий пафос. Она чурается любых иных окрасов, кроме гуманистических.
Я бы сказала, теперь это наш долг – спасать детей от военной беды. Отцы и деды свой долг выполнили. Отсюда главный идейный посыл марша – чтобы не повторились война и горе.
В строю нет деления по возрасту, социальному положению, языку, национальности, религиозным убеждениям, статусности участника и так далее. Здесь в одной шеренге несут цветы школьники, пенсионеры, студенты, предприниматели и домохозяйки. Естественно, нет диктата и обязаловки. На, можно условно сказать, русский марш приходят пожилые и молодые, зажиточный средний класс и явно небогатые люди, литовцы и поляки, иудеи и мусульмане, наследники орденоносцев и потомки пропавших без вести.
"Бессмертный полк"-Литва – это очень справедливый полк, в котором все одновременно являются правофланговыми знаменосцами, и все одновременно равны в званиях, заслугах и наградах.
– Как в стране относятся к участникам полка?
– Литва, она ведь большая и разная. Разумеется, кто-то не принимает эту идею и критикует ее. Кто-то принял, не сомневаясь, и активно помогает в организации маршей. Координаторы на местах стремятся уважительно относиться к любому мнению, которое звучит из недр национальных общин, ветеранских и общественных организаций, от неравнодушных граждан.
Так общими усилиями рождается народная традиция празднования Дня Победы. Мы в Литве не допустим растаскивания "Полка" по квартирам. Больно слышать, что в Риге, по соседству, запланированы два марша, и городская дума уже выдала разрешения на их проведение. Кому, кроме наших противников, на руку такое дробление целого на части?
– Главный символ марша – конечно же, портрет…
– Каждый портрет – это семейная история ветерана, рассказанная его детьми, внуками или правнуками. В 2018 году акция "Бессмертный полк" прошла на всех континентах в 90 государствах. От Японии до США миллионы людей пронесли портреты своих предков, отдавших жизнь ради мира. Это живая история. Это должно остаться навсегда. Мы в Литве просим изготовить портреты ветерана самостоятельно. Никаких фотостандартов для участия в шествии не существует. Закреплять фотографии на держатель не обязательно. В нашем "Бессмертном полку" очень многие несут портреты у сердца. Иной раз оно болит, когда видишь в рамке фамилию на белом бумажном листе – нет в домашнем альбоме фотографии солдата или по каким-то причинам не сохранилась она. Портрета нет, а память о человека не умерла!
– Не могу не задать вопроса о попытках коммерциализации движения. Весной нынешнего года об этом пишут особо много. Как у вас дела на этом участке фронта?
– Поступало со стороны немало предложений подзаработать. Например, сделать майки с символикой "Бессмертного полка", значки выпустить, кружки, зажигалки, фляги, брелоки. Всех предложений и не перечислить. Но ответ всегда был короток и категоричен – нет. Разумеется, такие предметы бы раскупали охотно. Но давно решено: "Бессмертный полк"-Литва ни честью, ни памятью не торгует. Народное движение – это не бизнес. Это про дедушку и отца, бабушку и маму!
Вся финансовая поддержка полка осуществляется за счет личных средств участников инициативной группы.
– Как предостеречь сильных мира сего от желания развязать войну?
– Если история является предметом мифотворчества, то лучше всего показать, ухватить, что ли, эту соль, удается только великим художникам. Например, Гелию Коржеву – художнику больной совести в цикле "Опаленные огнем войны". Или Василию Верещагину в полотне "Апофеоз войны". Эмоционально очень сильная работа. На раме надпись: "Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим".
Обязательно в кабинет каждому высокому начальнику, который принимает решения о войне и мире, повесить копию "Апофеоза войны". Как предостережение!
Если говорить о призывах реваншистов, которые время от времени звучат из разных европейских уголков, то сравнила бы их с "Поганым плясом Кащеева царства" из балетной сюиты "Жар-птица" Игоря Стравинского.
Шествие "Бессмертного полка"-Литва 9 мая мы должны рассматривать в том числе и как победный марш против неонацизма, этого "Поганого пляса Кащеева царства".
Вне границ Российской Федерации находится 22 629 воинских захоронений. Только в Европе на территории 24 государств лежат в земле 2 500 000 бойцов и командиров, рядовых и офицеров Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной. 80% из них – неизвестные. На территории Литвы, по данным на 2010 год, похоронены 74 121 погибший в бою или умерший от ран. И тоже 80% неизвестны. Кто о них вспомнит, кроме нас?
Призываю всех, кому дорога память о победном поколении участников Великой Отечественной, всем, кому дороги идеалы мира и дружбы между народами, выйти на всеобщее шествие "Бессмертного полка".
Мы – наследники Победы. Победители с небес глядят на нас и, наверное, немножко гордятся нами.
Если с нами бог, то кто против нас?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.