За автомобильными "дворниками" или лобовыми стеклами легковушек лежат записки с номерами мобильных телефонов с приписками: "Подойду через пять минут после звонка". Попробовали. Действительно, спустя несколько минут появился укутанный в теплое мужичок по имени Эгидиюс. Со словами "сейчас найду ваши" вынул из кармана связку ключей, отрыл машину, завел.
Пока мужчины из нашей компании заглядывали под капот и в багажник, осматривали покрышки, обивку салона и баловались с мультимедийной системой, я в сторонке вытягивала из сторожа полезную информацию.
Например, сколько в среднем стоит автомобиль-десятилетка? Оказывается, в середине минувшей осени практически все машины подорожали на 500 евро. В среднем авто выпуска 2008 года в приличном состоянии с пробегом в 150-170 тыс. километров, в зависимости от марки и кузова, стоит 3 600-3 800-4 200 евро. Седаны всегда дороже хэчбэков, "немцы" – дороже "французов" с "итальянцами". Вырос спрос на легковушки с бензиновыми двигателями, а спрос на популярный на постсоветском пространстве "дизель" заметно сократился. Например, пятилетняя Toyota с бензиновым двигателем обойдется покупателю примерно в 14 000 евро, а такая же, но с дизельным – в 11 500-12 000.
"Товар на рынке – на любой вкус и карман", – похвастался Эгидиюс. Однако в ответ на вопрос о покупателях вздохнул: очень мало, украинцы почти исчезли. И такое прибавил о президенте и правительстве Украины, что повторить никак нельзя.
Оказывается, до финансово-экономического кризиса 2008 года на литовских вторичных авторынках доминировали россияне, латыши, белорусы и граждане Казахстана. Сколько автомобилей они перегнали в свои государства, никто не знает, но счет идет на сотни тысяч. Расцвет рынков пришелся на 2007 год, когда в Литву из Европы ввезли почти 200 тысяч легковушек. После тучного года наступили худые. Например, в 2009 году литовцы продали лишь 86 тысяч машин. Почти пять лет торговля шла неважно, но в 2015 году ситуация стала меняться к лучшему. А летом 2017 года в Литву пришел новый покупатель с Украины. Украинцы полтора года покупали все подряд и не снимали купленные автомобили с учета. Ларчик открывался просто: Киев запрещал своим гражданам ввозить в страну автомобили старше стандарта EURO-5. Литовские номера помогали обойти ограничения. Кто бывал на Украине, тот знает: на самой плохой деревенской дороге обязательно встретишь авто с литовским госномером. По оценкам экспертов, таких автомобилей ушло на Украину около 100 тысяч.
В конце концов, "евробляхи" намозолили глаза кабмину, и он принял пакет законов по растаможке импортных автомобилей из Европы. В среднем сам автомобиль сегодня обойдется украинцу дешевле, чем оформление документов и растаможка. А эксплуатировать нерастаможенный автомобиль на Украине запрещено. Первый штраф составляет 500 евро, за повторное нарушение – 1 200 евро. Для украинцев это много. Как следствие, хлопцев будто ветром сдуло с литовских авторынков. А местные эксперты начали пугать продавцов: дешевые автомобили, которые раньше вывозили из Литвы, могут вернуться, думайте над их утилизацией.
"Сейчас машины в Каунасе покупают только жители Донецка и Луганска. На наше счастье, на Донбассе украинские законы не действуют", – сказал мне продавец, заглушая двигатель понравившегося сестре компактного и уютного Volkswagen.
Эгидиюс вновь вытащил связку автомобильных ключей и пояснил, что продавцы из-за отсутствия покупателей вынужденно работают по очереди, продавая одновременно 10-20 легковушек. Люди знают друг друга много лет и привыкли доверять партнерам. Сам Эгидиюс из Юрбаркаса (100 км от Каунаса по Неману в сторону Калининградской области), в автомобильном бизнесе крутится уже 20 лет и может книгу написать о том, как продавать и покупать подержанные авто.
Оказывается, с 1993 года Литва стала самым большим вторичным рынком легковых автомобилей для жителей стран СНГ. Авторынки стали градообразующими предприятиями для нескольких городов. Например, в Мариямполе почти 40% населения так или иначе связано с автобизнесом. Так же выживают жители Утены. Небольшой, но динамичный рынок работает в Вильнюсе. А на вершине бизнеса комфортно расположился Каунас с его крупнейшим в Восточной Европе базаром подержанных авто. Во втором по величине городе Литвы автоторговцы работают с размахом, купить у них можно абсолютно все. В том числе под заказ вам пригонят из Европы нужную именно вам машину.
По статистике, которую ведут в ЗАО Varanas, хозяйничающем на этом авторынке, в 2018 году в Литву ввезли более 160 тыс. иномарок. Среди лидеров – Volkswagen, BMW и Audi. Они уйдут либо на экспорт, либо в литовскую провинцию. О том, какой будет ситуация в 2019 году, торговцы стараются не думать. Но если грустная тенденция, сложившаяся на финише 2018 года, сохранится, придется ввозить в Литву новенькие машины не старше 5 лет и приучать покупателей к новым ценам. Это ответ на вопрос "Что делать?". Он логичен хотя бы потому, что в стране стабильно растет спрос на совершенно новые автомобили без пробега. Как правило, их берут в лизинг, пользуясь низкими банковскими ставками по автокредиту. По состоянию на лето 2018 года, кредитная ставка составляла 1,89% годовых. Жизненная логика подсказывает, что, например, нет смысла выкладывать 11 тыс. евро за шестилетнюю Toyota Avensis с пробегом в 170 тыс. километров. Выгоднее взять в кредит Toyota Avensis 2018 года выпуска с пробегом в 6 километров за 22 тыс. евро сроком на 7 лет. Ежемесячный банковский взнос составит в этом случае 192 евро.
Гораздо сложнее ответить на вопрос "Кто виноват?". Точно не казахстанцы, насытившие свою 16 миллионную страну б/у автомобилями из Литвы. И не правительство Украины, законами против "евроблях" защищающее государство от экологически "грязных" машин. Эгидиюс с каунасского авторынка винит экономическую ситуацию в Литве, которая не дает возможности зарабатывать по-среднеевропейски. Оказывается, средний возраст эксплуатируемого в Литве автомобиля равен 15 годам. А приобрести новый и современный почти 1 млн жителей не в состоянии – нет денег. "Немного виноваты и сами продавцы машин. Много лет ввозили откровенный хлам в надежде на быстрые деньги. Казалось, благополучные времена не закончатся никогда. Но все в этой жизни конечно. Сегодня нам осталось молить Бога, чтобы послал в Литву на авторынки таджиков, туркменов и жителей Кавказа, которых пока не было. Но еще лучше – россиян с их тугими кошельками", – резюмировал итоги 2018 автогода мой собеседник из Юрбаркаса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.