По оценкам работающих в Литве российских дипломатов, отношения Москвы и Вильнюса "не просто переживают не лучшие времена, они находятся в кризисе. И происходит это исключительно по вине официального Вильнюса, сделавшего разрыв связей с Россией и ее демонизацию чуть ли не своим национальным приоритетом. … Вильнюс, по нашим наблюдениям, во многих случаях отличает особое упорство и непримиримость в адрес Москвы, которые и "приписали" Литву к числу "самых жестких и несговорчивых стран Евросоюза". Как ни странно, такой сомнительной репутацией здесь многие из власть предержащих гордятся", конец цитаты российского посла в Литве Александра Удальцова.
Сегодня в отношениях между соседними странами со стороны Литвы доминируют не идущие от жизни объективные закономерности и реальность, а реальность, замешанная на нынешней политической конъюнктуре и личных амбициях. У нее есть свои глашатаи, буквально в ежедневном режиме излагающие свою "неравнодушность" к России и россиянам. Особенно, когда речь идет о совместном историческом прошлом. Это не пустые слова. Вокруг президента Литвы Дали Грибаускайте, которая смотрит на Россию, как на "террористическое государство", сформировалась группа подхрюкивающих. Например, экс-глава внешнеполитического ведомства, бывший посол на Украине Пятрас Вайтекунас. Этого дипломата в 2014 году в Литве назвали "Человеком года". Вот что Вайтекунас думает о россиянах: "люди орды, которые хотят затоптать нашу свободу. Почему эти миллионы на Востоке не согласны с этим и хотят потушить эту свободу, принести другое? … В первую очередь – нищета. Нищета и мрак. Пропагандистский смрад. … Они отравлены пропагандистской ложью".
В память о трагических событиях 13 января 1991 года Вайтекунас принес на трибуну Сейма остатки снаряда системы "Град": "Враг отступил – мы победили. Сегодня этот день приобретает новые оттенки. Этот день напоминает мне о свободе, напоминает о храбрости. Напоминает о том, что за свободу мы боремся каждый день. Раз от раза мы платим за свободу кровью. Свобода не дарится, свобода – не диплом, не удостоверение".
Под борьбой за свободу Вайтекунас и компания понимают все, что угодно. Но в первую очередь, конечно, послевоенных "лесных братьев". Хотя меньше всего они боролись именно против оккупантов. Их мишенями были молоденькие учительницы, библиотекарши, врачи, представители Советской власти, колхозные активисты. Но главными врагами были вчерашние красные фронтовики, участники штурма Берлина вместе с семьями.
С другой стороны, кто принял главное участие в борьбе против "лесных братьев"? Литовцы. Кто вылавливал послевоенных пособников нацистов? Литовцы. Кто устанавливал советскую власть в Литве? Литовцы. Кто в Литве работал в органах НКВД, МГБ, КГБ? Литовцы. Кто управлял страной? Литовцы. Если они и были оккупантами, то это была национальная оккупация.
Но у русофобов иная цель – удавить в зародыше любое инакомыслие и взгляды, которые не отражают официальный курс. Правой рукой дипломата Вайтекунаса можно назвать депутата литовского парламента консерватора Лауринаса Касчюнаса. Этот ярый русофоб готов загрызть всякого, кто думает иначе, чем сам Касчюнас. Например, 26 марта он обратился в Генпрокуратуру по факту лжи в адрес руководителя послевоенных незаконных вооруженных формирований Йонаса Жемайтиса по кличке "Витаутас". Консерватор просит прокуроров оценить комментарии, которые телеканалу "Россия-1" дал литовский антифашист Гедрюс Грабаускас. Парламентарий возмущен тем, что Грабаускас назвал Йонаса Жемайтиса "участником Холокоста, который в 1941 году в Каунасе и Вильнюсе убивал евреев", лгал о "лесных братьях" и оскорблял литовцев, для которых память о послевоенном сопротивлении свята.
"Грабаускас транслировал вражескую пропаганду, информационные фейки, возбуждал напряжение в литовском обществе и сеял недоверие граждан к Литовскому государству", – написал Касчюнас прокурорам, подчеркнув, что "не в первый раз Грабаускас лжет в адрес бывших и нынешних защитников свободы".
Как будут развиваться события после обращения в Генпрокуратуру, мы не знаем. Но с большой вероятностью можно предположить – очень большими неприятностями для антифашиста Гедрюса Грабаускаса вплоть до уголовного преследования и реального срока наказания. К такому прогнозу подталкивает ход судебного процесса над клайпедчанином Вячеславом Титовым. Старовер из литовского Приморья всего лишь процитировал фрагменты уголовного дела Адольфаса Раманаускаса, еще одного послевоенного, якобы, борца за независимость Литвы. Литовский советский суд обвинил этого бандита в уничтожении нескольких тысяч безоружных литовцев, включая стариков, женщин, подростков детей и младенцев. По официальной версии, Раманаускас – это "легендарный романтик". Но об его истинном лице прекрасно рассказал историк Миндаугас Поцюс в своем труде "Другая сторона Луны. Борьба партизан Литвы с коллаборационизмом в 1944–1953 годах". Книгу в 2009 году выпустил в свет Институт истории Литвы. Когда читаешь ее, то становится очевидным – речь идет не о романтиках, а о террористах с их террористическими методами борьбы против мирных сограждан. "Партизаны не избегали применять жестокие, ужас наводящие методы борьбы", – например, подчеркивает Миндаугас Поцюс в главе "Вопрос убийства семей".
Клайпедский суд в качестве экспертов пригласил на процесс литовского русофоба №3 депутата Сейма историка Арвидаса Анушаускаса и русофоба №4, политолога Марюса Лауринавичюса. Первый прославился тем, что создал оправдательную теорию массовых убийств евреев литовскими садистами. Мол, евреи с радостью встретили в 1940 году советскую власть, поэтому в 1941 году патриоты Литвы безжалостно расправлялись с предателями интересов независимого Литовского государства.
На секунду условно, в порядке методологического приема допустим, что Анушаускас прав. Сколько представителей довоенной еврейской общины поддержали новую власть и членство Литвы в СССР? Максимум – несколько тысяч. А литовцы убивали всех подряд, включая младенцев, родившихся в 1942 году. 95% литовской еврейской общины не пережило войны. И не только в Литве зоологически убивали, но и в Белоруссии, в Польше, на Псковщине, на Украине. Тамошние евреи чем провинились перед Литвой?
Марюс Лауринавичюс, старший аналитик из Института политического анализа – это 100% русофоб, ничего другого он не умеет, кроме как торговать русскими страшилками. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал:
"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне".
Лауринавичюс может, он из тех, кто за деньги может служить кому угодно. Не случайно даже коллеги за глаза его называют "аналитиком анализов".
Именно этих "укушенных" носителей геноцидной лексики независимый суд выбрал в качестве независимых экспертов. О каких объективных оценках может идти речь? Не случайно уже на первом заседании Анушаускас отметил, что заявления Титова о "легендарном" борце за свободу Раманаускасе – составная часть информационной войны Кремля против Литвы и всей западной цивилизации.
"Титов все инструкции получает от МИД РФ. Оттуда же к нему текут деньги на идеологические диверсии против Литовского государства. Можно не сомневаться – эксперты нашепчут в уши судей столько грязи, что Титова возьмут под стражу прямо в зале. А воздух свободы он вздохнет лет через 10", – добавил Лауринавичюс.
Под №5 в нашем списке стоит легион пропагандистов, работающих под прикрытием ведущей литовской прессы. Все они сшиты на одну колодку, а статьи похожи, как две капли воды. Например, пишут, что вражеские российские СМИ "сеют ложь о литовских защитниках свободы". Как бы удивляться нечему – на то они и враги. Однако наконец-то законное недоумение зазвучало и на литовских информационно-аналитических ресурсах. Экс-депутат Сейма журналист Аудрюс Накас задался законным вопросом: "Что выдающегося сделали "лесные братья" для того, чтобы их называть национальными героями?". Накас, к слову, фигурирует в черном списке "врагов Литвы" и "враждебных" средств массовой информации на интернет-сайте vatnikas.lt, который был создан по подобию украинского профашистского сайта "Миротворец".
После торжественного награждения семи партизан "Премией Свободы-2019" журналист спрашивает себя и других литовцев:
"Почему нет абсолютно никакой информации на тему, сколько советских активистов, военных, бойцов истребительных батальонов уничтожили наши партизаны? Сколько пустили под откос вагонов, взорвали зданий парткомов, райкомов, совершили других диверсий? Почему мы не знаем заслуг своих героев, ведь убить оккупанта – это высшая воинская доблесть? По какой причине в природе нет никакой сухой статистики?". А дальше Накас гонит совсем уж крамолу: "… складывается впечатление, что в светлое время суток партизаны сидели в бункерах, а ночами заходили на хутора, чтобы пожрать".
Накас отмечает, что серьезные историки от тематики дистанцируются, а разного рода банальными неумными пропагандистскими заявлениями и статейками сегодняшние "щелкоперы" дискредитируют саму идею борьбы за родину. Не за свободу, как они пафосно заявляют, а за свою землю.
Какая картина перед нами? С одной стороны, вайтекунасы, касчюнасы, анушаускасы и компания постарались загадить информационный ландшафт своими русофобскими заявлениями. С другой, здоровые всходы пробиваются к солнцу и на этой почве. Не случайно только 21% жителей Литвы выступают против ограничения деятельности альтернативных СМИ. Богатый урожай – это лишь дело времени. Историческая правда – она всегда на стороне добра.
Мнение автор может не совпадать с позицией редакции.