На старте 2019 года прогнозов с избытком. Правда, в Литве никто из больших политиков о перспективах литовско-российских отношений не сказал ни слова.
Складывается впечатление, будто президент Грибаускайте, спикер Пранцкетис и премьер Сквернялис с головой погрузились во внутренние дела государства. Злые языки склонны видеть некий "междусобойчик", в котором лидеры страны пытаются выяснить, кто из них принес народу больше пользы, а кто бед. Склока в верхних эшелонах власти выплеснулась в публичное пространство.
В новогоднем поздравлении Даля Грибаускайте подчеркнула, что в 2019 году литовцев внутри страны и на международной арене ждет немало вызовов.
"В следующем году нас ждет много вызовов и на международной арене, и внутри страны. Мы все преодолеем, если не позволим утвердиться воинствующей безграмотности и агрессивному популизму. Нужно беречь свободную Литву, права и свободы наших граждан", – таким коротким, но жестким по отношению к правящей партии оказалось поздравление главы государства.
Поскольку мы сегодня ведем речь о Литве и России, полезно вспомнить, что в своем новогоднем обращении Владимир Путин заявил: у России никогда не было и не будет помощников и что все свои проблемы страна решает самостоятельно. Британская газета Daily Star тут же опубликовала статью, в которой назвала обращение "дерзким": "Путин отверг Запад". Принципиальная разница между двумя лидерами видна невооруженным взглядом. Слова Грибаускайте порождают местечковую склоку, слова Путина – реакцию мирового масштаба. Сразу видно, чье государство авторитетнее.
Литовский премьер Сквернялис, которого в литовской президентуре считают "главным популистом", свое отношение к прозвучавшему из уст первой леди озвучивал в 2018 году неоднократно: Грибаускайте – единственная, кто никогда не ошибается, и кто лучше остальных знает, как надо работать. Руководитель парламента Викторас Пранцкетис, оценивая поздравление своего президента и пожелание "не допустить укоренения безграмотности и популизма", высказал сомнения в искренности первой леди. Спикер считает, что Грибаускайте придумала красивую фразу, рассчитанную на цитирование, и попросил хозяйку площади Дауканто сотрудничать с другими ветвями власти, а не "вывешивать воинственных флагов".
То есть обитателям верхних этажей литовского политического Олимпа в данный момент не до дискуссий об отношениях с россиянами. Наверху начинается заключительный этап грызни за власть, которая сменится в результате выборов в мае. Как следствие, двумя, тремя и четырьмя этажами ниже вопросами о России тоже особо не заморачиваются. Даже Витаутас Ландсбергис, не упускающий любой возможности лягнуть Кремль, в основательном постновогоднем интервью местным СМИ ничего в адрес Москвы не сказал, а слово "Кремль" даже не упомянул. Зато впервые в жизни назвал Белый дом "большим домом": "кого в большом доме назначат президентом Украины, тот и будет". Совпадение?
На нижних этажах Олимпа разнокалиберные политологи соревнуются друг с другом в малевании картин. Правда, какую краску они не возьмут, все равно на холсты ложится черный цвет.
Например, Лауринас Йонавичюс из Института международных отношений при Вильнюсском университете считает, что позитивные перспективы на линии Вильнюс – Москва отсутствуют "по вине Кремля". Острыми заявлениями не раз в 2018 году обменялись обе стороны.
"Литва стремилась всеми возможными способами донесли до цивилизованного мира тезис об агрессивной и опасной России. Официальный Вильнюс выступал за санкции и любые шаги, направленные против воинственной Москвы. Оттуда в адрес Литвы слышались только угрозы, основанные на ракетном устрашении и создании иных проблем, если Вильнюс не изменит риторику. Можно сказать, что никаких отношений между странами не было. Их уровень трагичен", – заявил литовской прессе Йонавичюс.
Политолог блефует. На высшем политическом уровне действительно никаких контактов между Вильнюсом и Москвой в 2018 году не было. Двусторонние отношения остаются сложными. По инициативе Вильнюса на протяжении последних нескольких лет фактически "заморожены" любые межгосударственные и политические контакты. Но это не означает, что их не было вовсе. Например, экс-президента Литвы Роландаса Паксаса во время визита в Москву приняли в Кремле, где он встречался с российским лидером Владимиром Путиным.
В полную силу работает посольство Литвы в России. Глава российской дипломатической миссии в Литве Александр Удальцов 15 декабря отметил, что "не везде наши литовские партнеры смогли "похоронить" двусторонние связи, хотя и прилагают для этого массу усилий".
"По итогам января-августа [2018 года] объем российско-литовского товарооборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 67% и составили 3 млрд долларов США. Россия остается главным торговым партнером Литвы. Несмотря на постоянную жесткую критику "Газпрома", он обеспечил в 2017 году 59% потребностей Литвы в природном газе. Наблюдается рост российского грузового железнодорожного транзита, увеличивается и пассажиропоток. Динамично осуществляется автомобильное сообщение. Растет и количество туристов из России", – отметил Удальцов.
Эти факты литовский политолог игнорирует. На вопрос "Как может измениться политика РФ?" Йонавичюс отвечает так:
"Россия будет всеми силами заботиться о повышении своего международного статуса и приближении роли Москвы к роли Вашингтона. Политика Кремля в сравнении с его политикой в 2018 году не изменится".
В Институте международных отношений при Вильнюсском университете полагают, что напряжение в отношениях между РФ и коллективным западом сохранится, а между Москвой и Киевом будет расти. Международные взгляды РФ будут "очень сильно зависеть от взглядов президента США, отношений с Китаем и повестки дня Европейского союза, [которую формирует, в том числе, и Литва]. Что касается экономического контекста, то Россия останется "бензоколонкой с разорванной в клочья экономикой. Россиянам предстоит затягивать пояса. Власть начнет еще активнее закручивать гайки, чтобы препятствовать росту экономической и политической активности любых оппонентов".
На главный вопрос дня "Можно ли надеяться на взаимные изменения во взглядах двух стран друг на друга?" политолог ответил относительно честно. Лауринас Йонавичюс связывает потепление отношений с появлением в Литве нового президента, но особых структурных изменений не ждет. По его словам, во властных кабинетах привыкли смотреть на Россию, как на угрозу. В обществе сформирован стереотип "Россия агрессивна", а иной взгляд на соседку с востока пока невозможен. Удастся ли новому главе государства трансформировать позицию или нет? От этого и будет зависеть система взглядов официального Вильнюса.
Для баланса мы вновь воспользуемся словами работающего в Литве высокопоставленного российского дипломата. По словам Удальцова, его страна "последовательно выступает за улучшение двусторонних отношений, видит перспективу и потенциал для их налаживания в будущем. Развитие добрососедских, взаимовыгодных отношений с Россией, безусловно, и в интересах Литвы".
Таковы подходы. Посмотрим, что произойдет в литовско-российских отношениях на деле.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.