Речь о решении Варшавы не возобновлять импорт литовской свинины из районов, где были найдены следы африканской чумы. Это ощутимый удар по животноводству. Неудивительно, что Вильнюс намерен принять контрмеры.
"Наша продовольственно-ветеринарная служба тоже может провести очень тщательную (…) проверку ввозимой из Польши свинины. [И тогда полякам не поздоровится] учитывая, что наш экспорт в десять раз ниже, чем импорт свинины в Литву", – заявил глава Минсельхоза Гедрюс Сурплис.
Грядет "война свиней"? Если она действительно будет развязана, резкого обострения отношений между двумя столицами не избежать. В Варшаве утверждают – конфликт на руку Москве, которая постоянно вбивает клинья между странами-членами Европейского союза. А в Вильнюсе считают, что напряжение выгодно Кремлю и партии "Избирательная акции поляков Литвы – Союз христианских семей" (ИАПЛ-СХС). Длительное время повестку дня в отношениях Литвы с Польшей диктовали именно вопросы, касающиеся польского нацменьшинства, выразителем интересов которого как раз и является ИАПЛ-СХС. Ее форпост – жители тех литовских земель, которые до осени 1939 года принадлежали Польше.
Председатель ИАПЛ Вальдемар Томашевский оценивает позиции двух столиц, как выпады против партии, представленной в Сейме Литвы. Но противники Томашевского из других политических сил не сомневаются: от выгодной только России польско-литовской "войны" в канун муниципальных, президентских выборов и выборов депутатов Европейского парламента "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей" выиграет. Все остальные партии проиграют вместе со своим электоратом, поскольку Rzeczpospolita Polska – основной экономический партнер, главный военный союзник Литвы в регионе и ворота в большую Европу.
Попробуем без предвзятости разобраться в новой литовско-польской архитектуре. Лидерам литовских поляков с началом оттепели действительно стало неуютно. В Литве их всегда считали "ставленниками и подручными Москвы", а Вальдемара Томашевского называли "агентом Кремля". Официальная Варшава тоже слала ИАПЛ-СХС сигналы, которые расшифровывались, как "Польша ваш флирт с Кремлем не потерпит". Эксперты польской Академии военного искусства провели анализ взаимоотношений метрополии и общин за рубежом. В документе отмечено: поляки Литвы – вторая по численности община за пределами своего государства. Но подчеркнуто, цитируем: "… в ИАПЛ попадают люди, политически связанные с интересами Кремля. Это вызывает беспокойство. Интересы россиян в Литве совпадают с интересами Томашевского. Поэтому Польша должна оценить, стоит ли беспрекословно поддерживать ИАПЛ, как представителя поляков в Литве. Такая поддержка может быть ошибкой и может представлять угрозу интересам Польши".
Почти одновременно в сетевом издании wprost.pl появился комментарий маршала Сената Станислава Карчевского, который высказался об исследовании Академии военного искусства: "В каждом обществе бывают паршивые овцы".
Еще один "звоночек" в адрес польской партии прозвучал от посла Польши в Литве Урсулы Дорошевской. Дипломат громко заявила – Варшава не считает приемлемым тот факт, что представители поляков в Литве носят Георгиевские ленты и демонстрируют свою благосклонность к Кремлю.
Литовский политолог Анджей Пукшто к прозвучавшему выше добавил: еще осенью 2017 года появились признаки того, что с пророссийской линией ИАПЛ-СХС и лично Томашевского в Варшаве мириться не будут. Польша, вне всякого сомнения, хочет поддерживать и будет поддерживать все инициативы поляков Литвы, но любой прокремлевский настрой и флирт с прокремлевскими силами исключен. Прежние власти Польши смотрели на это сквозь пальцы, новые смотрят сквозь увеличительное стекло. "Консерваторы придерживаются последовательной антипутинской политики. Антикремлевские взгляды президента Анджея Дуды, правительства, Сената и лидера правящей партии "Право и справедливость" Ярослава Качиньского очень последовательны и неизменны", – заявил литовским СМИ Пукшто.
Чтобы добить "старую гвардию" и дискредитировать ИАПЛ, польская пресса все чаще публикует критические статьи и комментарии о поляках Литвы. Союз поляков (СПЛ) обвинили в непрозрачном использовании средств из фонда "Поддержка поляков на Востоке". Генпрокуратура Польши инициировала масштабное расследование. Главным фигурантом дела стал Михаил Мацкевич, правая рука и основной "кошелек" председателя ИАПЛ – СХС. Прокуроры не исключают, что Мацкевич мог фальсифицировать бухгалтерскую отчетность и неверно использовал средства, выделенные на издание газеты Nasza Gazeta. Вальдемар Томашевский попробовал объяснить атаку Генпрокуратуры "нападками старых коммунистов, которые боятся люстрации, но о которой постоянно в Сейме Литвы говорят члены фракции ИАПЛ-СХС. Если кто-то [в Варшаве] пишет неправду – нельзя это расценивать иначе, как нападки. Это делают бывшие [польские] номенклатурщики и КГБисты".
Но ему не поверили, цитируем ответ Сената Польши: "Польское государство располагает инструментами, которые помогают вскрыть случаи злоупотребления, а также проблемы, о которых идет речь. Из того, что нам известно, мы делаем соответствующие выводы".
Резюмируя, можно сказать: Варшава основательно испортила имидж верхушки польской общины в Литве, изобразив нечистоплотными многих уважаемых людей. В Вильнюсе такой поворот событий встретили аплодисментами. Литовские националисты давно говорили, что "Томашевский ведет себя, как маленький Сталин". Сейм согласился смотреть на деятельность прокуроров Польши как на "разборки между поляками". Устранение "Сталина" с политической арены чужими руками – это, можно сказать, хрустальная мечта консерваторов и либералов. Они не раз пытались вырастить на периферии альтернативу Томашевскому и его партии. Но всякий раз попытки заканчивались провалом. И вот – прекрасный шанс навсегда свалить лидеров ИАПЛ.
Тем более, что польские власти тоже хотят видеть в Литве других лидеров – молодых, умеющих налаживать мосты, а не строить баррикады. Такими вполне могут стать создатели общественной организации "Польский дискуссионный клуб". Они утверждают, что не желают быть в одной упряжке с ИАПЛ – СХС, тем более защищать интересы Кремля. В Литве прекрасно понимают, что для польских консерваторов укрепление отношений с поляками за рубежом всегда будет среди приоритетов во внешней политики. Кроме тех, кто не скрывает симпатий к Москве. Поэтому официальный Вильнюс всячески поддерживает противников Томашевского, продвигая их в государственные и серьезные общественные организации. Это прямая помощь Варшаве.
Например, Александр Радченко, один из основателей "Польского клуба", полагает, что "интеллектуальный потенциал наш довольно низок, поляки относятся к одному из наименее образованных слоев литовского общества, стоят на предпоследней строчке среди национальных общин по количеству людей с высшим образованием". Сподвижники Томашевского умело манипулируют плохо образованными, эксплуатируют исторические обиды, работают не в интересах Литвы, а в личных". Разумеется, подобные речи приятны власти. Из таких игроков, как Радченко, вырастут люди, которые в будущем могут стать прочным мостом между двумя столицами. И в благодарность не будут, как ИАПЛ – СХС, путаться под ногами во время выборов разных уровней.
Применительно к "Избирательной акции поляков Литвы – Союзу христианских семей" интересы Варшавы и Вильнюса совпадают. Им нужно разрушить или, как минимум, разложить и дискредитировать партию. Помните, в фильме "17 мгновений весны" Штирлиц сказал группенфюреру Мюллеру: "Не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском преферансе". Болван – это условный партнер. Когда игроков неполный комплект в преферансе, прибегают к игре с болваном. То есть несуществующему лицу сдают карты, но болван как бы всегда говорит пас. Он не участвует в торговле, не открывается ни для какой игры, кроме вистования и ловли мизера. Так, как если бы реальный игрок приказал спасовавшему партнеру играть в открытую. В распасовке карты болван также не участвует. Профессиональные игроки в преферанс, вечно подозревающие партнеров в тайном сговоре, предпочитают игру с болваном. С ним вырастают шансы на выигрыш.
Что касается литературного языка, то здесь слово болван используется в переносном смысле для обозначения человека, пассивно наблюдающего за происходящим, не имеющего возможности вмешаться или как-то повлиять на события, чьим мнением пренебрегают или даже не интересуются вовсе.
Болван – такая роль для ИАПЛ – СХС совместно готовится Варшавой и Вильнюсом. Помешать в состоянии разве что конфликт между странами. "Война свиней" – отличный повод разрушить планы. Вопрос лишь в том, сумеют ли лидеры польской партии разжечь конфликт до нужного им градуса?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.