Премьер Саулюс Сквернялис тоже показал себя сторонником теории заговора: забастовка и митинги протеста "возможно, организовали из России", с оговоркой отметил глава кабинета министров.
По оценкам организаторов стачки, ничем не подтвержденные заявления – это первый шаг для превращения мирного экономического протеста в процесс политический. Для прекращения акции могут быть использованы полиция и спецслужбы, спецсредства и оружие.
Уместно напомнить, что стачка длится уже более месяца. Ничего подобного в Литве прежде не случалось. Люди системно требуют внести поправки в планы по реформированию образования и повысить заработную плату на 20% педагогам всех уровней. Правительство в ответ утверждает, что "… в большинстве своем требования бастующих не отвечают реальным возможностям кабинета министров и финансовым возможностям государства", а денежные резервы исчерпаны. Премьер сделал максимум возможного: снял опростоволосившуюся министра образования и науки Юргиту Петраускене, на ее место временно назначил делового главу Минтранса Рокаса Масюлиса. Он известен как антикризисный менеджер. Но и у Масюлиса дела пока катятся в тупик: переговоры беспредметны, бастующие почувствовали свою силу и отступать не намерены. Об этом врио министра образования и науки сказал во время встречи председатель профсоюза работников системы образования Андрюс Навицкас. Правда, он подчеркнул, что Масюлис, в отличие от Петраускене, хотя бы пытается сблизить позиции министерства и его оппонентов.
Навицкас – бывший преподаватель физической культуры из провинциальной гимназии в Зарасае, что в 5 км от литовско-латвийской границы и в 30 км от Даугавпился. Молодой человек сделал стремительную карьеру профсоюзного вожака и сумел объединить прежде разрозненных работников образования. Например, не участвующие в этой забастовке члены профессионального союза работников просвещения морально поддерживают протестующих. Лидер этого профсоюза Аудрюс Юргелявичюс уже заявил: если ситуация не будет улучшаться, а правительство решится на сокращение рабочих мест в школах и гимназиях, он и его люди подключатся к стачке.
Мы побывали в Зарасае и от бывших коллег Навицкаса узнали, что экс-физкультурнику хорошо знакомы школьные проблемы, он умеет быть лидером, настойчив и даже упрям, когда цель оправдывает средства. То есть надеяться, что к католическому Рождеству стачка рассосется сама собой, по меньшей мере наивно. Председатель профсоюза работников системы образования в который уже раз заявил: правительство не склонно искать компромисс, значит забастовка продолжится.
Чего добивается сегодня премьер Сквернялис? С помощью Лауринкуса и Лауринавичюса ему хочется повторить сценарий годичной давности, когда во время аналогичной забастовки он обвинил учителей в "работе на Кремль" и "против интересов Литвы". Никому из слабо консолидированных участников той стачки не хотелось выступать в роли "наймита президента Путина, и они разошлись по домам. Общеевропейская ситуация тоже благоприятствует главе кабинета министров. По Европе катится волна протестов. К Франции подключилась Венгрия, неспокойно в Болгарии, Румынии и Бельгии. Власти этих стран во всех бедах бездоказательно обвиняют Москву. Почему на этом фоне Литва должна поступать иначе? Официальному Вильнюсу тоже очень выгодно все внутренние проблемы списать на "разрушительное вмешательство" Москвы, которая "поддерживает и подпитывает любые деструктивные процессы в Европе". Правда, с доказательной базой слабовато, но когда отсутствие фактов мешало обвинениям?
Однако сегодня пророссийские клише уже не так эффективны. Бастующие откровенно издеваются в социальных сетях над попытками обвинить их в "работе на Москву в преддверии президентских выборов в мае 2019 года". Педагоги отказываются верить, что бедственное положение сельской школы в деревне Калабибишкесе как-то связано с политическими интересами России в Литве. Еще и поэтому поднаторевший в интригах Рокас Масюлис избегает использовать подобные аргументы на переговорах с забастовщиками.
А что получил премьер реально? 17 декабря социологи отметили снижение рейтингов Сквернялиса. Аналитики компании Vilmorus утверждают, что негативный рейтинг главы кабмина выше позитивного и равен 9,5%. Компания по изучению общественного мнения Spinter tyrimai полагает, что руководителя правительства на выборах могут поддержать 10% избирателей. Национальное информационное агентство Elta заказало мониторинг у авторитетной Baltijos tyrimai, которая считает, что за Сквернялиса готовы отдать голос 10,9% голосующих. Но все подчеркивают: премьер пока не объявил о своем участии в президентской избирательной кампании. То есть ситуация может быстро измениться.
С другой стороны, рейтинг премьер-министра падает пять месяцев подряд. Ответственность лежит на советниках премьера, которые беспомощны, а недовольство бюджетников решили свалить на "подрывную деятельность Кремля", чем еще больше ухудшили предвыборное стартовое положение своего босса. Маловероятно, что в команде Сквернялиса отдают себе отчет в том, что забастовка учителей может не только похоронить президентские амбиции премьера, но и вовсе отодвинуть его на задворки политического бытия после мая 2019 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.