А также ввести двуязычие в отдельных районах страны, где компактно проживают меньшинства.
Все эти положения являются не просто высказываниями главы СДПЛ. Партия разработала целый программный документ, получивший название "социал-демократическая визия Литвы", который охватывает все аспекты жизни и развития государства. Нацменьшинствам же в этой стратегии уделили особое внимание. К созданию ключевых установок, которые в будущем найдут свое отражение в правовых актах и проводимой политике соцдемов, подключились и сами представители меньшинств. В частности, одним из главных авторов документа стал видный общественник, один из руководителей "Польского дискуссионного клуба" Александр Радченко.
Непопулярная тема
Парадокс заключается в том, что желание соцдемов улучшить жизнь граждан нетитульной национальности, скорее всего, не прибавит им популярности среди литовского электората. Вопросы о расширении языковых прав поляков и русских никогда не находили позитивный отклик у этнических литовцев, особенно, если речь идет о русском языке. Сегодня, учитывая очень большую напряженность между официальным Вильнюсом и Москвой, любые разговоры о том, что нужно поднимать статус русского языка автоматически переходят в плоскость дискуссий о национальной безопасности. Тем не менее соцдемы пошли на этот непопулярный шаг, который, вполне очевидно, должен принести им дивиденды и голоса от русского и польского электората. Последний сейчас, как правило, голосует за "национальные" партии – "Избирательную акцию поляков Литвы – Союз христианских семей" и "Русский альянс". Несмотря на то, что последние представлены не только в муниципальных органах власти, но и в Сейме, на протяжении последних десяти лет они не могут добиться выполнения своих обещаний и обеспечения естественных прав меньшинств, о которых мы уже упомянули.
Социал-демократы, являющиеся гораздо более мощной партийной структурой, нежели упомянутые "национальные" партии, твердо решили исправить это положение. В их стратегии по меньшинствам есть важный пункт – в отличие от других партий СДПЛ, говоря о возможности решить проблемы польско-русского меньшинства, не ставит вопрос о национальной безопасности, а указывает на то, что их права должны быть расширены, а проблемы решены потому, что они являются гражданами Литовской Республики. Следовательно, дискриминация по национальному и языковому признаку – неприемлема.
"Еще в постановлении Конституционного суда от 13 ноября 2006 года "О гражданстве ЛР" разъяснялось, что "Политическому народу Литвы принадлежат все ее граждане – не имеет значения, имеют ли они принадлежность к титульной нации, то есть литовцам, или национальным меньшинствам". (…). Все граждане ЛР, какой бы ни была их этническая принадлежность, согласно Конституции – равны. У политического народа есть право создавать Литовское государство".
"К сожалению, это разъяснение Конституционного суда тяжело работает на практике", – говорится в визии соцдемов, которой располагает Baltnews.lt.
Согласно последней переписи населения от 2011 года, в Литве проживают представители 154 национальностей. Самым крупным меньшинством являются поляки. Они составляют 6,6% от всего населения – это около 200,3 тысяч человек. На втором месте стоят русские, составляющие 5,8% от всех жителей – 176,9 тысяч человек, а замыкают тройку лидеров белорусы, составляющие 1,2% от всего населения – около 36,2 тысяч человек.
"Литве за весь период независимости не была создана модель ни по сохранению идентичности нацменьшинств, ни языка, ни по развитию культуры, ни по государственной политике, охватывающей вопросы интеграции и стратегии межкультурного диалога. Государственные решения в области нацменьшинств принимаются без всякого анализа и консультаций с представителями самих нацменьшинств. Проблема Литвы – не дискриминация нацменьшинств, но отсутствие политики интеграции и нехватка скоординированных действий учреждений", – сказано в документе.
Одной из самых интересных идей стал подход соцдемов к школам нацменьшинств. На протяжении последних десяти лет в государстве проводят вялотекущую политику по ассимиляции поляков и русских. Русскоязычных и польскоязычных школ становится все меньше, а уровень преподавания во многих из них оставляет желать лучшего – даже когда речь идет об изучении родного языка. И если в русских школах ситуация в целом хорошая, то в некоторых районных польских школах она, мягко говоря, неудовлетворительна.
Новый закон
В документе соцдемов предлагается даже увеличить количество школ с русским и польским языком обучения. С таким предложением не выступала ни одна общенациональная партия, а в государстве до сих пор проводили вялотекущую политику по ассимиляции и языковым ограничениям для представителей нетитульной нации.
"Мы обязуемся сохранить, а в случае необходимости расширить сеть школ нацменьшинств. (…) Мы обеспечим самое высокое качество преподавания в этих школах, уделив особое внимание изучению и литовского языка, и родного. За очень хорошие результаты на экзаменах по родному языку (не литовскому) абитуриенты получат дополнительные баллы при поступлении в вузы Литвы".
В целом стратегия СДПЛ по нацменьшинствам сводится к следующим пунктам: расширение возможностей для использования поляками и русскими родного языка, сохранение и даже увеличение школ с преподаванием на польском и русском языках, возможность написания фамилий на языке оригинала (в случае поляков), увеличение финансирования и поддержка отечественных русскоязычных и польскоязычных СМИ. Все это, по мнению соцдемов, лишь укрепит безопасность страны и доверие представителей нетитульной нации перед институтами власти.
Более того, соцдемы намерены принять новый Закон о национальных меньшинствах. Предыдущий прекратил свое существование в 2010 году. Тогда его отменили стоявшие у власти консерваторы и либералы.
В новом проекте закона предлагается легализовать формальное двуязычие в тех районах, где представители нацменьшинств составляют около трети всего населения. Таким образом, в местах компактного проживания поляков – в Вильнюсском и Шальчининкайском районах, в Тракайском районе, где польскоязычное население превышает литовское, разрешат официально обращаться в органы власти на родном языке, устанавливать таблички, топографические знаки и названия улиц на родном языке. Аналогичные преобразования затронут и Висагинас, где большинство населения составляют русские, а также, возможно, Клайпеду, где число русскоязычных составляет около трети.
"До сих пор в Литве главенствовал довольно сложный взгляд по отношению к нацменьшинствам. Одни хотят их ассимилировать, противопоставляют их этническим литовцам и постоянно подозревают их в предательстве государственных интересов. Такая точка зрения унижает и отталкивает. Любой представитель нацменьшинств не может всем сердцем любить Литву, если литовская власть, пусть и не прямо, но подозревает иноязычных в каких-то нехороших замыслах.
Мы, напротив, полагаем, что культуры должны жить вместе, а у нацменьшинств должно быть право пестовать свою культурную идентичность. Поэтому мы зарегистрировали этот закон, предназначение которого – узаконить права, которые являются обычной практикой в большинстве европейских государств, которые приветствуются нацменьшинствами", – утверждает глава СДПЛ Гинтаутас Палуцкас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.