По мнению политологов, после автокефалии Украины идея Третьего Рима и "Русского мира" лишается главного подспорья. Не пора ли Виленско-Литовской епархии вслед за Священным Синодом признать недействительным документ от 1686 года, который касался всей тогдашней Киево-Литовской митрополии. Воспользуются ли ортодоксы исторической возможностью и станут церковью независимого государства?
Правому флангу литовской политики не важно, что церковь в стране отделена от государства. Они ставят в пример президента Украины Петра Порошенко, который не стесняется поддерживать и проводить церковную реформу. Почему новый литовский президент после мая 2019 года должен вести иную политику?
Желание литовских консерваторов как-то ущемить Россию понятно. Непонятно, кому они адресуют сигнал. За семь месяцев до выборов президента о претензиях на место национального лидера заявили 13 соискателей. Рейтинги невелики. Например, занимающаяся изучением общественного мнения компания Spinter tyrimai утверждает, что кандидата №1 экономиста Гитанаса Науседу в данным момент поддерживают 25% опрошенных, а действующего премьера Саулюса Сквернялиса – 10,5%. Ниже двух лидеров сложилась группа из трех человек, чьи рейтинги в нижней точке всего 5%. Еще ниже – откровенный мрак. Сразу у восьми потенциальных кандидатов в президенты рейтинги не превышают полутора процентов. Кто в таком случае возьмется за выполнение деликатной миссии по отколу литовских православных от московского центра?
"Конечно, для полноценного ответа нужно подождать официального старта предвыборной гонки. Но предварительные выводы можно сделать", – считает литовский политолог Вадим Воловой.
По его словам, в Литве нет лидеров европейского уровня. "Если взять полный дискурс литовских политиков, то даже в голову не приходит никто, как серьезный авторитет", – делает печальный вывод доктор наук.
"Единственная персона, которая более-менее может претендовать на позицию лидера – консерватор Вигаудас Ушацкас. Таково мое личное субъективное мнение. Ушацкас работал не только в Литве, но и за рубежом. Нацелен на прагматику, что всегда благожелательно воспринимается электоратом. Но ему не достает харизмы при всей солидности, интеллигентности. Он не виден, а если появляется публично, то не блещет. Ушацкас – серьезный профессионал, но, думаю, раскрутить такого кандидата невозможно", – отметил Воловой.
"Давайте в этом контексте посмотрим на кандидата №2 Саулюса Сквернялиса. Он не так умен, опытен, интеллигентен, как Ушацкас, но гораздо ловчее и привлекательнее. Помните, как журналисты хотели задвинуть премьера, намекая, что шлейф бывшего полицейского негативно воспринимается обществом? Ответ главы Кабинета министров оказался убийственным: полицейский может не нравиться только криминальному миру. Меткое словцо попало в цель. Больше этот тренд никто не эксплуатировал. Кстати, Ушацкас не вписывается в политическую канву консерваторов, которых представляет. Он – за конструктивный диалог с соседями, включая Россию. Консерваторы наоборот, за конфронтацию, санкции и жесткое давление на Москву. А Сквернялис хорошо вписывается в ценностную систему аграриев, которые его выдвигают. То есть президентом Литвы вполне может стать не самый умный, а самый подходящий человек по состоянию на начало мая 2019 года", – резюмировал эксперт.
Этот сценарий порождает беспокойство среди консервативных европейских экспертов. В литовской прессе появилась статья профессора Варшавского университета Ренаты Менковской на тему "может ли Литва последовать примеру Ярослава Качиньского или Виктора Орбана, которых критикуют за то, что они отступили от демократических принципов". При Ушацкасе такое было бы невозможно. При Сквернялисе – вполне. Аналогично считает и польский профессор.
"Такой сценарий возможен, если на выборах-2019 в Литве победит человек от Литовского союза крестьян и "зеленых". Это бы никого не удивило, если учитывать планы правящих, связанные с изменением модели управления национальным радио и телевидением LRT, упорное стремление корректировать финансирование партий, попытку упразднить важные для Устава парламента практики. Такие шаги уже сегодня вызывают опасения", – пишет профессор и ставит принципиальные вопросы.
Во-первых, премьер Саулюс Сквернялис не соблюдает принципов западной демократии. Он всегда отличался жесткими высказываниями, отрицанием того, что на западе считается демократической нормой. Он несколько раз публично подчеркнул, что не будет терпимо относится к забастовкам и протестам врачей. Любые социальные протесты он называет протестами прокремлевских сил. Сможет ли он в таком случае стать лидером, представляющим разные группы общества?
"Если правящая партия, нетерпимая к политическому меньшинству, нарушающая принципы конституционного контроля законов, сумеет укрепиться и в других видах власти, например, в президентском дворце, то путь к самоуправству одной политической силы не только гарантирован, но и необратим", – утверждает Менковская, подчеркивая, что "неоднократно события, которые происходили в Польше, потом повторялись в Литве". А Варшава сегодня не лучший для европейцев пример соблюдения демократических ценностей, как их понимают в западных странах.
Во-вторых, премьер Сквернялис любит делать шаги в сторону авторитаризма. Например, атакует прессу, как это было в Польше и Венгрии. А история, в том числе недавняя, показывает, что отклонение от принципов либеральной демократии опасно не только потому, что пришедшие к власти силы могут самовольно и игнорируя других навязывать свою волю всему обществу. История учит, что путь назад к государству, в основе которого лежат западные принципы, очень сложный. Профессор Рената Менковская подчеркнула – "в истории нет примеров, когда от нелиберальной демократии к либеральной вернулись без революций". Вот каким видится полякам кандидат в президенты Литвы Саулюс Сквернялис.
"Однако и такой президент вряд ли отважится на брутальное вмешательство в дела православной Виленско-Литовской епархии", – считает Сергей Резник, общественник из Вильнюса. По его словам, "церкви – самые консервативные структуры. Если уже что-то там меняется, то только тогда, когда без перемен обойтись невозможно, а последствия каждого шага многократно взвешиваются. Киевская Русь была крещена в Х веке. На землях Великого княжества Литовского существовала православная Киево-Литовская митрополия. Но Литва сегодня – это не ВКЛ средних веков. Поэтому планировать какое-либо отделение литовских ортодоксов от московского центра и неуместно, и достаточно опасно для литовской государственности".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.