В преддверии учений Trident Juncture 2018 ("Единый трезубец 2018" – прим. Baltnews.lt), которые пройдут в Норвегии, генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг 2 октября заявил, что маневры носят оборонительный характер и являются прозрачными.
"Это одно из самых крупномасштабных учений. В них будут задействованы около 45 тысяч человек из 31 страны, более 110 летательных аппаратов, 60 кораблей. Сценарии вымышлены, но реалистичны", – отметил Столтенберг.
На учениях будет отработана защита государства-члена НАТО от условного противника. Военнослужащие, танки, корабли и самолеты альянса будут развернуты не только в Норвегии, но и в Северной Атлантике и странах Прибалтики.
– Г-н Зверев, как вы считаете, почему крупнейшие за последние 16 лет учения НАТО пройдут именно в Северной Европе?
– Возможно, на мой взгляд, это отчасти связано с тем, что НАТО ищет способы парировать растущую российскую активность в Арктике (хотя сами учения будут проводиться в восточной и центральной частях Норвегии). Также, с точки зрения натовских планировщиков, Норвегия в военном отношении более уязвима, чем, например, те же Польша или Германия. Плюс, видимо, ставится цель дополнительно вовлечь в военную активность Швецию и Финляндию.
– Вы упомянули о Финляндии. Она действительно тоже примет участие в учениях, хотя не входит в НАТО и соблюдает нейтралитет. Ранее министр обороны Финляндии Юсси Ниинисте заявил, что учения являются стабилизирующим фактором и не будут беспокоить Россию. Как соотносится нейтральный статус Финляндии и ее сотрудничество с НАТО при том, что Хельсинки относительно дружественно относятся к Москве?
– НАТО на самом деле достаточно давно сотрудничает с Финляндией, и здесь ничего нового нет. У Финляндии есть Соглашение о поддержке войск НАТО в стране пребывания, в соответствии с которым силы НАТО могут размещаться в Финляндии, а также осуществлять транзит через территорию этой страны в мирное время, в условиях кризиса или в военное время. 8 мая этого года в Вашингтоне министры обороны США, Финляндии и Швеции подписали трехстороннюю декларацию о намерениях расширить оборонное сотрудничество. Финляндия, кстати, сейчас активно покупает американское оружие, и туда посылается вооружение, которое вообще мало у кого есть в мире. Например, крылатая ракета AGM-158 JASSM, кроме как у США, есть у Австралии, Польши и Финляндии. Так что насчет дружественности Финляндии я бы не очень обольщался. Понятно, что страна старается выдерживать баланс между Россией и НАТО, но то, что она часть геополитического Запада, совершенно очевидно.
– В понедельник, 8 октября, на Украине начались многонациональные авиационные учения "Чистое небо – 2018" с участием военных из стран НАТО, которые продолжатся до 19 октября. Есть ли между этими учениями какая-то связь?
– Прямой связи, очевидно, нет, поскольку слишком разные места проведения. Но и тут, и там идет отработка быстрой переброски на европейский континент тактической американской авиации, потому что, насколько я помню, в Староконстантинов (город в Хмельницкой области Украины – прим. Baltnews.lt) перебросили истребители F-15C ВВС Национальной гвардии штата Калифорния. И, кстати, сейчас очень активно американцы гоняют в Европу на разного рода учения не только самолеты регулярных ВВС США, но и ВВС Национальной гвардии, которые являются их организованным резервом. То есть действия в Европе начинают отрабатывать не только регулярные войска, но уже и резервисты, что не может не настораживать. Насколько мне известно, это первое появление тактической авиации США на Украине. До этого посылались лишь самолеты-заправщики.
– Адмирал ВМС США Джеймс Фогго, командующий учениями, выразил надежду на то, что Россия примет приглашение посетить учения НАТО в качестве наблюдателя, чтобы она "как можно лучше усвоила послание". Что именно альянс хочет сказать России?
– Строго говоря, НАТО хочет реализовать известную формулу "Deterrence" (с англ. "сдерживание" – прим. Baltnews.lt), оставшуюся со времен холодной войны – "сдерживание через устрашение". Очевидно, что Россию хотят слегка попугать, чтобы заставить нас принять вызов. Хотя я не вижу, чтобы Россия как-то открыто угрожала Норвегии, Швеции или Финляндии.
– Российский МИД уже осудил учения НАТО вблизи российских границ. "Все эти натовские приготовления не могут быть проигнорированы, и Российской Федерацией будут предприняты необходимые ответные меры для обеспечения собственной безопасности", – заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. О каких именно мерах может идти речь?
– Я полагаю, есть самые разные варианты. Прежде всего, это учет того, что будет происходить на этих учениях во время боевой подготовки наших войск. То есть мы будем проводить наши учения, учитывая то, какую информацию предоставят наши наблюдатели, а они, скорее всего, там все-таки будут. С учетом того, какая информация об этих учениях придет из других источников, будут приниматься все необходимые меры, но какие конкретно, пока я не могу сказать. Думаю, что достаточно скоро мы про них узнаем.