По законам политического жанра, "неправильный депутат" Вячеслав Титов должен быть показательно наказан. Как известно, против Титова возбуждено уголовное дело по факту оскорбления покойного "лесного брата" Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, а мэр Клайпеды либерал Витаутас Грубляускас запустил процедуру отстранения политика от выборной должности.
Но эти планы могут рухнуть. У Титова нашлось немало единомышленников и защитников. Со всей Литвы ему шлют воспоминания и семейные истории, в которых рассказывают о беззаконии и жестокости "лесных братьев" по отношению к простым селянам, после 1944 года поддержавшим советскую власть. Впрочем, есть и более авторитетные свидетельства. Например, документы расследования преступной деятельности Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса и решение Верховного суда Литовской ССР о вынесении ему высшей меры наказания. Есть кандидатская диссертация президента Литвы Дали Грибаускайте, в которой она анализирует ситуацию в литовской деревне в 1948 году:
"Классовые враги старались остановить социалистические преобразования в республике жестким террором, угрозами, шантажом, уничтожением советского и партийного актива, организаторов колхозного движения. От рук классового врага в послевоенные годы погибли свыше 13 тысяч человек", – подчеркивает президент. Этот документ никто никогда не опровергал, сама Грибаускайте его не отозвала. То есть, "ватнику", как называют Титова местные критики русских Литвы, есть чем защищаться.
Журналист Игорь Черников 17 августа встретился с Вячеславом Титовым в центре портовой Клайпеды. Собеседник не напоминал загнанную в угол и деморализованную жертву. Наоборот, был энергичен и боевит.
– Скандал вокруг ваших обвинений в адрес Раманаускаса-Ванагаса выплеснулся на государственный уровень. Вот уже и премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис поддержал импичмент…
– Я слышал заявление премьера о том, что Титов заслужил импичмент. Надеюсь, Сквернялис высказал только личное мнение. А в демократической Литве все имеют право на личное мнение, не так ли?
– Мэр Клайпеды 1956 года рождения, образованный и современный человек. Должен он знать историю своего государства? Должен понимать, что "начальник штаба партизанского движения" несет полную юридическую ответственность за преступления подчиненных, за их бесчинства в отношении безоружного и мирного населения?
– На мой взгляд, Грубляускас сделал большую ошибку, согласившись с планами по увековечиванию памяти партизана Ванагаса. Клайпеда – многонациональный город со своими 70-летними традициями. Горожане на историю страны смотрят не так однобоко, как хотелось бы градоначальнику. В Клайпеде и сегодня много жителей, чьи семьи пострадали от "партизанского" террора.
На заседании, где рассматривался вопрос увековечивания памяти, я предъявил документы, в которых Ванагаса обвиняли в уничтожении литовцев, преимущественно селян. Да, это документы времен Литовской ССР, но факт остается фактом: суды просто так не приговаривают к высшей мере наказания. Тем более, что в СССР стандартное наказание для пойманных в лесах мужиков — 25 лет лишения свободы. После 1956 года многих осужденных реабилитировали, а в отношении Ванагаса приговор привели в исполнение в 1957 году, когда уже четыре года не было Сталина и Берии.
Считаю, что современная власть Литвы должна пересмотреть решение Верховного суда Литовской ССР от 1957 года, дополнительно изучить все эпизоды дела, опровергнуть или утвердить факты военных преступлений против невооруженных мирных жителей, исходя из современного Уголовного кодекса Литвы 95 статьи 5 части: преступления, которые не имеют срока давности.
– Прокуроры считают, что вы оскорбили умершего.
– Адольф Гитлер лично никого не расстреливал. И рейхсфюрер SS Генрих Гиммлер не убивал. Но оба они были апостолами Дьявола. Обоих нет. Давайте не вспоминать об этих военных преступниках, так сказать, не оскорблять память мертвых.
Допустим, Раманаускас-Ванагас тоже лично не участвовал в экзекуциях. Но он, как и Гиммлер, был ведущим винтиком системы, которая уничтожала мирное безоружное население Литвы. Каждый из них убивал в формате своих полномочий и возможностей. На мой взгляд, наши дети не должны воспитываться на примерах таких героев. И на тех временах, когда убийством человека гордились.
– Мэр-либерал возжелал заткнуть рот коллеге по горсовету. Как это увязывается с либеральными ценностями?
– Грубляускас всегда публично напоминал, что является либералом. Но сегодня от традиционных взглядов и ценностей отошел, попирая свободу слова и мнения, право человека свободно распространять информацию и свободно ее получать. Градоначальник нарушил Конституцию Литвы, поскольку перечисленные свободы закреплены в Основном законе — человек имеет право на свое мнение, нравится оно или не нравится.
Импичмент Титову, прокурорское расследование – это лишь способы запугать оппонента, заткнуть ему рот на том основании, что посмел задать неудобный вопрос. Это похоже на политическую расправу. Думаю, ничего не выйдет, поскольку, на мой взгляд, налицо нарушение законов. Например, закон о самоуправлении запрещает меня преследовать за политическую деятельность, если задаю вопросы, высказываюсь на городских собраниях или на заседаниях комитетов горсовета.
К слову, адвокаты готовят документы для обжалования уже принятых, на наш взгляд, незаконных решений. Оппоненты получат адекватный юридический отпор. Моя команда готова в суде оспорить любой шаг, если он сделан вне рамок правового поля. Например, уже обжаловали обыск.
– Интересно, что искали?
– Обыск был проведен в рамках прокурорского расследования. Правоохрана, очевидно, сомневается в том, что я мог самостоятельно додуматься до обвинений, вопросов и выражения собственного мнения в том смысле, что Раманаускас может быть причастен в уничтожении мирных жителей Литвы. Следствие предполагает, что я получал от кураторов "оттуда" задания, инструкции, рекомендации и советы.
Чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, полицейские изъяли телефоны, ноутбук и другую огртехнику. Думаю, криминалисты будут искать следы подозрительных переговоров, электронных писем, какой-то подготовки к проведению антипартизанской акции. Бред! Но неприятный осадок остался. Будто вывернули твои карманы, перлюстрировали переписку. Напуганным детям пришлось сказать, что пришли гости, которых мы не ждали.
– Что вообще происходит в Клайпедском горсовете?
– Коллеги по депутатскому корпусу забыли историю или переписывают ее, заменяя подлинных героев на мнимых. В день освобождения Клайпеды от немецких оккупантов я пришел на заседание горсовета с Георгиевской ленточкой. Никто из коллег не знал, по какому поводу. Выходит, я напомнил местной элите, что она свободно живет и работает именно благодаря советским людям, в 1945 году сложившим головы в боях за освобождение Клайпеды. Лично я думаю так: не знающие истории, на мой взгляд, не имеют морального права управлять городом.
Как нацистские преступники стали героями Литвы >>>
– Что движет мэром, который вышел на тропу войны против Титова? Пакет обоснованных претензий, личная неприязнь, зависть к растущей популярности?
– Через полгода выборы в городской совет. Градоначальнику нужно отвлечь внимание избирателей от коррупционного скандала вокруг "Движения либералов Литвы". Нужно доказать свой патриотизм, преданность партийным бонзам. Грубляускасу нужна личная "маленькая победоносная война", как самый быстрый способ достичь этих целей. Враг есть, почему бы его не уложить на лопатки?
Но не я вношу раскол в городское сообщество. Этим занимается именно мэр, который стремится заткнуть рот народному избраннику, озвучившему неудобный для власти вопрос. К сожалению, в городской политике нет морали и нет дискуссии. Ее заменили сталинские методы из сороковых готов ХХ века. Осталось реанимировать средневековую инквизицию, и арсенал самых диких инструментов для затыкания ртов станет полным.
Я понимаю, что являюсь сложным оппонентом, с которым непросто дискутировать. Потому что обличаю все, что не призвано работать в интересах рядовых клайпедчан. Выдержать такой депутатский контроль непросто, вот нервишки и сдали у городского головы. Налицо классическая политическая расправа с конкурентом в стремлении не потерять власть. Оболгать. Уничтожить – вот конечная цель клайпедских либералов.
– Существует ли предвыборная альтернатива Грубляускасу? На мой взгляд, он популярный и всем нравится…
– Всем – не всем, но клайпедчане именно его избрали. Но, думаю, ошиблись с выбором и ошибку не повторят. На должность мэра должен прийти адекватный лидер, который ценит город и его жителей, уважает иное мнение, умеет не давить оппозицию, а дискутировать с ней, подбирая компромиссные решения для сложных вопросов.
– Такой человек реально существует?
– Может, сам буду баллотироваться в мэры Клайпеды, если избиратели поддержат. А пока моим политическим оппонентам нужно найти факты нарушения присяги депутата. И только потом инициировать процедуру импичмента. Если он состоится, ничто не помешает мне вновь баллотироваться на выборах местной власти. Если, конечно, парламент Литвы не примет какую-нибудь особую, антититовскую, поправку к действующему законодательству. Как это было, например, в случае с президентом Роландасом Паксасом.
Взгляд из-за океана: русофобская истерия стала смыслом существования Литвы >>>