Официальный Киев подписал "формулу Штайнмайера", определяющую порядок вступления в силу закона об особом статусе Донбасса, открывающий путь к федерализации Украины, что изначально было предусмотрено Минскими соглашениями. Помимо всего прочего, в ближайшее время Россия, Германия, Франция и Украина должны вернуться к встречам "нормандского формата", которые до сих пор были заморожены.
Российская сторона, равно как и самопровозглашенные республики, приветствовали подписание документа и решение официального Киева пойти навстречу к урегулированию конфликта.
Диванная политология
Несмотря на стремление ключевых лидеров европейских держав к возобновлению качественного диалога и понимание, что из кризиса нужно как-то выкарабкиваться, в Литве негативно отнеслись к идущим процессам. По крайней мере, это не понимают те, кто претендует на звание главных специалистов по международным отношениям, так называемые подлинные знатоки России, Восточной Европы и мировой политики в целом.
Ведущие литовские политологи в большинстве своем резко осудили и Владимира Зеленского, и Франка-Вальтера Штайнмайера, и Эммануэля Макрона, и, разумеется, Владимира Путина. Решение такого рода конфликтов, безусловно, основывается на компромиссах, но для литовских экспертов понятие компромисс, как оказалось, мало что значит.
Более всего поражает завидное единство мнений и отсутствие иной позиции.
Одним из первых на подписание "формулы Штайнмайера" отреагировал политолог Марюс Лауринавичюс – старший аналитик Вильнюсского института политического анализа.
"Возможно, я бы говорил только о том, что это первый шаг к капитуляции, – пишет он на своей странице в Facebook, говоря о том, что это поражение Украины перед Россией. – Именно об этих угрозах я говорил с момента избрания Владимира Зеленского на пост президента… Я хотел бы оставаться оптимистом, но обмен пленными, который был совершен на условиях кремлевской мафии, уже имел место. "Формула Штайнмайера" тоже, по сути, отвечает условиям кремлевской мафии. (…) К сожалению, Кремль снова побеждает", – пишет он, признавая, что Россия переиграла президента Зеленского, но это произошло не без помощи лидеров Франции и Германии.
Ему вторит и профессор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Томас Янелюнас. Он даже более откровенен в своих негативных оценках. В сложившейся ситуации, в которой, безусловно, главным победителем он видит Россию, он винит Германию и Францию.
"Почему "формула Штайнмайера" может считаться политическим поражением Украины? Во-первых, получение особого статуса для "сепаратистских регионов" будет означать, что де-факто признается их администрация (которая сама по себе незаконна). Кроме этого, Украина возьмет на себя обязательство обеспечить экономическое функционирование этого региона, то есть возьмет на себя расходы, из-за которых сегодня "сепаратисты" спорят с Россией, так как для России поддержка этого региона довольно дорогое удовольствие.
Во-вторых, на выборах, безусловно, победят "сепаратистские" группировки. Если же они будут признаны и на международном уровне, это будет означать окончательную легитимизацию "сепаратистов", поддерживаемых Россией. (…)
Почему Зеленский согласился с формулой Штайнмайера? Видимо, прежде всего, он пытается придерживаться своего предвыборного обещания "остановить войну". Может, он и вправду верит, что это единственный способ покончить с прямой военной конфронтацией. Кроме этого, на него давят Германия и Франция", – пишет он, говоря о том, что план был разработан Штайнмайером еще в 2016 году, когда он был главой МИД Германии, но для бывшего президента Порошенко он был неприемлем, так как играл на руку России.
Литва против Запада
Один из самых авторитетных литовских политологов – директор Центра восточноевропейских исследований Линас Кояла – также обращает внимание, что "формула" несет серьезные риски для Украины. Одновременно он говорит о том, что в документе слишком много подводных камней – вопросов больше, чем ответов.
"Суть кроется в деталях, которых мы не знаем. Например, Украина утверждает, что выборы на территориях могут состояться только при условии вывода всех чужих военных сил и обеспечении пограничного контроля с Россией. Но как это может произойти на практике?" – задается он вопросом на своей странице в соцсетях, подчеркивая, что до сих пор никто не прояснил вопрос о том, что означает понятие "особый статус", а также кто обеспечит погранконтроль – украинские пограничники либо же местные власти самопровозглашенных ЛНР и ДНР.
Вместе с этим, будучи руководителем серьезной структуры и человеком, который мыслит глобально, понимая, что Литва – не центр Вселенной, Линас Кояла признает определенные достоинства "формулы Штайнмайера".
"С другой стороны, сама формула неплохая, поскольку, как уже упоминалось, все определят субтильные детали (из тех, что не упомянули – кто, как и за какие деньги отстроит тотально разрушенную инфраструктуру Донбасса), – пишет он, отмечая, что позиции топовых литовских экспертов расходятся с позицией ведущих западных держав. – Западные страны приветствуют прогресс, Россия – тоже. На Майдане уже идут первые протесты", – подытожил Кояла.
До сих пор первые лица Литвы не выступили с комментариями относительно того, что они думают о подписании столь важного документа. Администрация президента хранит молчание, вместе с ней безмолвствует и Министерство иностранных дел. Очевидно, что в данном случае тишина говорит о том, что официальный Вильнюс не особо рад прогрессу по возможному урегулированию конфликта на юго-востоке Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.