Из–за ограничений транзита российских товаров в Калининградскую область литовская экономика может существенно пострадать. Однако местные экономисты и компании расходятся в данных, сколько именно будет потеряно.
Так, по данным старшего экономиста "Luminor" Жигимантаса Маурицаса, запрет коснется всего лишь 0,5% экономики Литвы, а все заявления о больших потерях не более, чем российская пропаганда.
"ВВП Литвы в 2021 году составил 55,4 млрд. евро, а экспорт литовским грузовым транспортом в Россию в 2021 года составлял всего 0,28 млрд евро – около 0,5% валового внутреннего продукта Литвы", – написал Маурицас в своих социальных сетях.
Однако литовские перевозчики говорят о других цифрах. По прогнозам компании, которые не успели переориентироваться на западные рынки, может ждать банкротство – до конца года более 200 перевозчиков могут потерять бизнес или, примерно, 5%–7% от всех перевозчиков в Литве.
По данным литовской Национальной ассоциации автомобильных перевозчиков (LIVANA) на 1 апреля 2022 года, в Литве насчитывалось порядка 4 168 малых, макро– и средних компаний. Эксперты считают, что из сектора к концу года исчезнет порядка 208–292 участника – они не переживут запрет транзита. Как отметили в LIVANA, с марта до середины июня текущего года с рынка исчезли 39 малых и 25 микро– транспортных компаний.
По словам генерального директора Национальной ассоциации Зенонаса Буйвидаса, не все литовские компании имеют достаточные финансовые ресурсы, чтобы перейти на западный рынок.
Как отметил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич Baltnews, основные стратегически предприятия Литвы базируются на российском сырье или связаны с российским транзитом, поэтому существует риск, что после введения полноценных экономических санкций экономика Литвы просто исчезнет как явление.
"Если мы переключимся на транзит по морю, то порт Клайпеды просто никому не нужен, железная дорогая тоже никому не нужна, но это такие объекты, которые не консервируются. То есть, если они не приносят прибыль, значит, с точки зрения экономической теории, они приносят убыток. И это убытки, которые, условно говоря, по размеру Германия, Россия, Китая, Япония могут пережить, Литвы пережить их не может", – объяснил эксперт.
По его словам, для экономики Литвы железные дороги и порт составляют, по разным оценкам, примерно от 8% до 12% от ВВП. Соответственно, выпадение даст не только минус 8%–12%, но и еще сопутствующие отрасли уйдут в минус – еще на 3%–5%.
"Так что в Литве сейчас ставят удивительный эксперимент. Это чем–то напоминает хирурга, который сам себе пытается удалить аппендицит. Но это даже не аппендицит, это что–то покруче. Они надеются на ЕС частично (финансирование – прим.Baltnews), надеются на то, что Россия проиграет в рамках специальной военной операции. Они не имеют горизонта стратегического планирования, и сходят из ложных посылок, что, если России не удалось взять Киев за 3 дня, то теперь это невозможно никогда", – резюмировал Николай Межевич.