Вопрос о судьбе калининградского транзита рассорил литовский истеблишмент. Меньшая его часть считает, что железнодорожный трафик из "большой" России в ее западный эксклав необходимо сохранить. Агрессивное большинство из числа консерваторов и либералов предлагают немедленно перерезать ниточку между Москвой и Калининградом.
Хочется, но колется
В 2004 году, в канун вступления Литвы в Европейский союз Париж и Берлин заставили Вильнюс заключить компромиссный договор с Брюсселем и Москвой о транзите "из Россию в Россию". Документ действует с момента подписания и по сей день. Он дал россиянам право перемещаются без виз в Калининград и обратно. За литовской стороной осталась возможность наблюдать над перевозками пассажиров и грузов, но не прерывать или останавливать их.
Это подтверждает нынешняя глава правительства Ингрида Шимоните: "У Литвы может быть собственное мнение, но без участия и согласия Брюсселя транзит в Калининград прервать невозможно". Премьер согласная, что антироссийская экономическая истерия благоприятствует прекращению трафика. Консультации в выгодном для Вильнюса направлении в кабинетах ЕС идут полным ходом, хотя неизвестно, кто выступает переговорщиком от Литвы и какими полномочиями наделен.
Политолог Витаутас Думбляускас удивлен: какие могут быть тайны, если судьба транзита в контексте санкций со стороны ЕС превратилась в основной вопрос внешней политики Литвы? Плохо, если кабмин с подачи русофобствующих консерваторов из партии "Союз Отечества" примет решение в одиночку.
"Внешняя политика вершится в интересах государства, а не отдельной правящей политической силы", – подчеркивает Думбляускас, опасаясь, что консерваторы в азарте войны с Москвой наломают дров, как уже наломали в отношении Минска и Пекина. "Остановка железнодорожного сообщения через Литву, как санкция, не окажется болезненным ударом по России. Скорее, это будет выстрел в собственную ногу", – согласен с политологом депутат Сейма Гедиминас Киркилас. Он был премьер-министром, когда Вильнюс, Брюссель и Москва заключали трехсторонний договор, и понимает, о чем говорит.
У военной разведки иное мнение – для России транзит очень важен. Прекращение явится серьезным ударом по наступательным возможностям Москвы в регионе Балтийского моря. Эту информацию в качестве решающего аргумента используют сторонники радикальной меры. "По договору нельзя было закрывать Генконсульство РФ в Клайпеде, но мы закрыли. Закроем и трафик", – бахвалятся разрушители региональных правил игры.
На финише марта глава МИД Габриэлюс Ландсбергис действительно утверждал: "Нет возможности изменять договоренности о работе Генконсульства в одностороннем порядке". Пять дней спустя хозяин внешнеполитического ведомства запел по-иному: "Никто не считает РФ частью цивилизованного мира. В таком случае, о каких договорах может идти речь?" Клайпеду очистили от российских дипломатов, получив ожидаемый зеркальный ответ из Санкт-Петербурга.
В дипломатическом конфликте Вильнюс пострадал больше. Кто же убедил Ландсбергиса изменить точку зрения? Тот, кто в данный момент толкает на очередную антироссийскую провокацию. Ее цель очевидна – подтолкнуть Москву к ответным шагам. Например, проучить Литву силой оружия, пробить коридор из Белоруссии в Калининградскую область через Сувалкский перешеек и так далее.
Лондону и Вашингтону жизненно необходима война в Европе, это давно факт. По англосаксонским правилам, Кремль должен напасть первым. Оборзевший член НАТО по имени Литва – хороший раздражитель для России, которым можно пожертвовать в первой фазе уничтожения РФ.
Пока военные рисуют карты
Пока в штабах чертят карты, работа кипит. МВД уже недостаточно специального оборудования, которое устанавливают на российский железнодорожный состав, прибывавший на пограничную станцию. Электроника в случае кризиса призвана подать сигнал тревоги полицейским силам быстрого реагирования. Кстати, на практике не использовалась никогда, поскольку РФ корректно исполняет принятые обязательства. Тем не менее, министр внутренних дел Агне Билотайте распорядилась усилить контроль транзита вертолетами.
Силовики не скрывают, что бояться так называемых "зеленых человечков": "Мы мониторим ситуацию на предмет присутствия в вагонах военных или чего-то связанного с армией. Поезд начинает движение только тогда, когда получены отрицательные ответы".
В МВД, видимо, примитивно думают, что "вежливые люди" перемещаются исключительно в купейных вагонах, по одиночке тайно покидая их на всем протяжении 250-километрового перегона. Допустим, хотя это не так. Вертолеты все равно не помогут. Тем более, их у МВД Литвы нет, а ЕС не торопится выбрасывать 24 млн евро на реализацию пустой затеи.
Брюссель не дает дополнительных денег и Минтрансу. Его глава Марюс Скуодис называет калининградский транзит "огромным слоном в тесной комнатке". По словам министра, Литва с облегчением вытолкнула бы слона в чистое поле. Как он там выживет, точно не забота хозяина помещения.
Потеря поступлений в госбюджет от перевозки примерно 10 млн тонн грузов и от сборов с пассажирских поездов (около 1200 составов в год пересекают Литву) министра не пугает. "Если ЕС покроет убытки, транзит можно остановить в любой момент. Технически все давно ОК", – приоткрыл завесу тайны Скуодис. Он видит только нежелание Брюсселя раскошеливаться на компенсации.
Жертвенная пешка
Прекращение транзита "из России в Россию" – лишь начальный этап литовской многоходовки в борьбе за так называемые этнические земли. В 2015 году депутат Сейма Лауринас Касчюнас с подачи посольства США впервые озвучил идею возврата Калининградской области в лоно Германии. Год спустя он же сделал коррекцию: всю бывшую Восточную Пруссию передать Берлину, за исключением исконно литовских земель вдоль реки Неман.
В марте 2022 года генерал Вальдемар Скшипчак от имени Варшавы призвал Североатлантический альянс "вернуть Польше Калининград". К слову, никогда он полякам не принадлежал, поэтому Касчюнас и его команда вновь включились в тяжбы за жирный кусок земли у берега Балтики.
Агентство Bloomberg называет Калининградскую область "потенциально горячей точкой", поставив ее по нарастанию конфликтности сразу после Ближнего Востока. Глаза Вашингтона и Лондона, как главных подстрекателей новой большой европейской войны, прикованы к эксклаву. Раскачка геополитической ситуации в Калининградской области стоит в повестке дня. В преддверии драчки Вильнюсу очень хочется оказаться полезным сильным игрокам.
Общий план прост: Москву провоцируют на вооруженный конфликт с НАТО – общими усилиями стран-членов ее умерщвляют, рвут на клочки – Литва в качестве государства-победителя забирает часть Калининградской области, а лучше всю вместе с бывшим Кенигсбергом.
Вильнюсские "ястребы" в составе "миротворцев НАТО" жаждут физического уничтожения РФ капитуляции Москвы. Правда, существует весомое "но", и это Кремль.
"Если кому-то хочется начать пересматривать итоги Второй мировой войны, это нужно делать не по Калининграду, а в целом. Например, по восточным землям Германии. По Львову, который был частью Польши и далее, и так далее. Там есть и Венгрия, и Румыния. Если кому-то хочется вскрыть этот ящик Пандоры и начать с ним работать – пожалуйста, флаг в руки, начинайте".
Таким оказался интеллигентный словесный ответ президента Владимира Путина на вопрос главреда Bloomberg Джона Миклетвейта о возможном "переселении Калининградской области в Европу". Нет сомнений, что "ответка" на деле выйдет неинтеллегентной и болезненной для НАТО. Для Литвы она вполне может завершиться летально.
"От мертвого осла уши", – уже было сказано по поводу территориальных претензий к РФ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.