Спустя почти восемь лет после провозглашения независимости Донецкая и Луганская народная республики (ДНР и ЛНР) были официально признаны Россией независимыми странами. Это событие стало настоящим шоком не только для Украины, но и для лидеров западных стран. Они уже ввели против России ряд санкций, при этом в очередной раз подчеркнув, что воевать за Незалежную не собираются.
Если же посмотреть на историю развития событий на протяжении последних 100 лет, то можно увидеть, что независимость республик стала логичным итогом всех процессов, которые происходили там, когда они были частью сначала УССР, а затем независимой Украины.
Появление Донбасса
В 1795 году началось строительство Луганского чугунолитейного завода и угольных шахт в Лисичьей балке. Их создание было связано с необходимостью строительства портов на северном Причерноморье и обслуживанием их потребностей. В работе предприятий участвовало как местное население, так и приезжие, ранее работавшие на других заводах. Именно с этого момента началось развитие региона.
Развитие промышленности на этой территории усилилось после отмены крепостного права в России в 1861 году. Стоимость земли там была дешевле, чем в других территориях, что привлекало землевладельцев. Они создавали здесь свои производства, куда направлялись освобожденные крестьяне.
Так, на месте села Александровки со строительством металлургического завода основывается поселение Юзовка, ставшее впоследствии Донецком.
К началу ХХ века Донбасс стал ведущим регионоv в России по производству угля и стали. Именно тогда и появился сам термин "Донбасс" (Донецкий каменноугольный бассейн).
Что характерно, в горнозаводской промышленности и в металлургии работали преимущественно русские, украинцы же доминировали в сельском хозяйстве. Именно тогда на Донбассе начало формироваться региональное сообщество людей. Правда, не имевшее яркой культурной и политической окраски.
Как Донбасс стал Украиной
Поворотным моментом в истории Донбасса стал 1917 год. После Февральского переворота там появились рабочие советы, которые координировали свою деятельность с советами Криворожского рудного бассейна. Самой популярной политической силой были большевики. В Луганске они пришли к власти в августе 1917 года, то есть еще раньше, чем в Петрограде.
Советы негативно отнеслись к провозглашению Украинской Народной Республики – тогда еще автономного образования в составе России. В ответ на это 12 февраля 1918 года они провозгласили Донецко-Криворожскую республику (ДКР), которая должна была стать автономией в составе России. Большевики на Донбассе подчеркивали, что регион не связан с Украиной ни культурно, ни экономически.
Однако такую инициативу не поддержали в Москве. Там решили выступить на стороне украинских большевиков, желавших делать Советскую Украину как можно больше. К тому же, им казалось, что так будет проще дать отпор австро-немецким войскам. Тем не менее ДКР по сути была ликвидирована в мае 1918 года, когда ее территорию заняли иностранные оккупанты.
И даже после того, как они ушли в ноябре 1918 года, большевики отказались учитывать мнение Донбасса. Решение о его включении в состав Украинской Советской Республики поддержали Владимир Ленин и Иосиф Сталин, тогда нарком по делам национальностей в РСФСР. Таким образом, Донбасс против своей воли стал частью Украины.
Советская Украина
После окончания Гражданской войны на территории Донбасса, как и по всей Украине, началась "коренизация". Она заключалась в навязывании украинского языка в образовании, культуре и общественной жизни.
Те, кто называл себя украинцем, получали больше возможностей при поступлении в вуз или на работу. Правда, такую политику начали приостанавливать в 1930-е годы, так как она вызывала немало недовольства среди населения и порождала ряд социальных проблем.
В годы Великой Отечественной войны Донбасс был оккупирован войсками Третьего Рейха. И здесь характерна одна любопытная деталь. На оккупированной нацистами Украине действовала Организация Украинских Националистов (запрещена в России).
И если на западе Украины и в Киеве они имели некоторую поддержку населения, то на востоке они потерпели полное фиаско. Это также говорит о том, как в регионе тогда относились к украинскому национализму.
После войны в регионе началось восстановление промышленности. В нем огромную роль сыграли приезжие из других частей СССР, особенно из России. И в 1960-е годы в Донбассе произошел всплеск по производству угля и стали.
Но уже в следующее десятилетие там начались проблемы. Они были связаны с тем, что советское руководство решило делать ставку в угольной промышленности на Кузбасс, где добыча угля требовала меньше затрат. Производство в Донбассе нуждалось в модернизации, о которой в вышестоящих органах старались не вспоминать.
Проблемы усугубились в перестройку. Тогда пошли разговоры о независимости Украины, к которой в Донбассе отнеслись с недоверием.
В частности, на референдуме о сохранении СССР, который прошел 17 марта 1991 года, единство страны поддержали 84,6% голосовавших в Донецкой области и 86,3% – в Луганской. Даже в Севастополе сохранение Советского Союза поддержали меньше людей.
Однако сторонники независимости начали успокаивать людей, рассказывая, что русский язык будет иметь на Украине те же права, что и украинский, страна будет интегрироваться с Россией, а сами они получат большие экономические возможности. И поэтому Донбасс спокойно принял известие о независимости Украины.
Украинский Донбасс
После того, как страна получила независимость, ее лидеры поспешно забыли о своих обещаниях. Они начали активно сближаться с Евросоюзом и НАТО, а также активно от русского языка во всех возможных сферах.
Кроме того, "незалежность" резко негативно сказалась на промышленном потенциале Донбасса. Многие крупные предприятия были разграблены и уничтожены. Люди были вынуждены уезжать в друге регионы или вовсе покидать страну. Естественно, это только добавило недовольства среди простых людей.
В стране усиливался раскол, который ярче всего демонстрировали президентские выборы. Там каждый раз во второй тур проходили два кандидата.
Один – представлявший юг и восток страны, выступавший за активное взаимодействие с Россией, предоставление русскому языку статуса второго государственного, и осторожные действия по отношению к Евросоюзу и НАТО.
Другой – выступавший от лица запада и центра, активный сторонник НАТО, сохранения украинского языка как единственного государственного и с опаской смотрящего на Россию.
При этом даже если на выборах побеждал "пророссийский кандидат", то он вовсе не стремился выполнять свои обещания. Ни при Леониде Кучме, ни при Викторе Януковиче русский язык не стал вторым государственным, получив лишь статус регионального. И отношения с Западом развивались более активно, чем с Россией.
Такое положение дел рано или поздно должно было закончиться взрывом. И он произошел.
Война
В ноябре 2013 года в Киеве начался Евромайдан, связанный с нежеланием Виктора Януковича подписать Ассоциацию с Евросоюзом.
Желания протестующих плавно перешли к требованиям об отставке правительства. Все это сопровождалось оскорбительными лозунгами и кричалками в адрес России и всех тех, кто думает иначе, а также нападениями националистов на силовиков.
И после того, как произошел государственный переворот, жители юго-востока впервые открыто высказались о том, чтобы больше не быть частью Украины. Вначале об этом заявили в Крыму, а затем – в Донецке, Луганске и других городах решили показать, что они ассоциируют себя в первую очередь именно с Россией.
Жители Крыма решили проголосовать за присоединение к России, а в Донецкой и Луганской областях оказали вооруженное сопротивление батальонам, созданным из ультраправых. Их желание сражаться усилилось после трагедии в Одессе, произошедшей 2 мая 2014 года.
После того, как бандеровцы зверски убили людей в Доме профсоюзов, у жителей Донбасса не осталось иллюзий на тему того, с кем они имеют дело. Они образовали Донецкую и Луганскую народные республики. Ополченцам помогали добровольцы из России, что породило в украинском обществе истерию на тему "российской агрессии".
Вначале новая украинская власть была нацелена на жесткое уничтожение республик. Они укрепились в своих желаниях после пирровых, но побед в Славянске и Краматорске. Но когда произошли катастрофы под Иловайском и Дебальцево, президент Украины Петр Порошенко начал призывать к переговорам.
После них были заключены Первые и Вторые Минские соглашения, где говорилось о предоставлении Донбассу особого статуса, проведении в регионе выборов, амнистии участникам боевых действий, восстановлении жителям неподконтрольных территорий выплат со стороны Украины и т.д.
После войны
Украинские политики, каждый день заявляя о стремлении вернуть Донбасс мирным путем, по сути делали все для того, чтобы это стало невозможным. Порошенко постоянно утверждал, что никакого "особого статуса" региону не предоставят, как и не будет предоставлено никакого статуса русскому языку.
Также он выступал против прямых переговоров с ДНР и ЛНР и настаивал на том, что Украина будет добиваться членства в Евросоюзе и НАТО, что также противоречит стремлениям жителей Донбасса.
Кроме того, он затягивал выполнение Минских соглашений, по сути саботируя их. Из-за этого его не без оснований упрекали в том, что ему выгодно продолжение войны. При этом Порошенко решился на создание "новой украинской нации", что включало в себя жесткую украинизацию образования, культуры, госуправления, навязывание обществу мировоззрения западной Украины, а также автокефалию Церкви. Все это лишь усиливало раскол между Донбассом и остальной Украиной.
>>>Православные христиане участвуют в войнах друг против друга
Как правило, предложения иных политических сил были еще жестче. Они предлагали ввести жесткую люстрацию в отношении людей, которые проживают в республиках. Некоторые из них, в частности, премьер-министр Денис Шмыгаль, и вовсе предлагали создать "фильтрационные лагеря" для граждан России.
Единственной силой, которая призывала услышать мнение жителей Донбасса, была партия "Оппозиционная платформа – За жизнь". Но одного ее мнения было недостаточно для того, чтобы украинская политика по отношению к Донбассу поменялась. Да и саму политсилу начали обзывать "пророссийской", против ее лидера Виктора Медведчука ввели санкции и возбудили ряд уголовных дел. Все это говорит о том, что украинская власть за восемь лет только усилила свой разрыв с Донбассом.
Все по сути осталось прежним и с приходом к власти Владимира Зеленского. Хотя казалось, что при нем отношение к проблеме юго-востока Украины имеет шанс измениться. Он не декларировал приверженности тотальной украинизации общества, выступал против нападок на русский язык и призывал не навязывать юго-востоку бандеровцев в качестве героев. И в ходе предвыборной кампании он активно общался на двух языках и обещал не делить страну на "малоросов" и тех, кто ходит в вышиванках.
Вначале казалось, что перемены будут. Так, в 2019 году между Россией и Украиной состоялся обмен военнопленными, в Донбассе произошло разведение войск на нескольких участках фронта, а Киев подписал "формулу Штайнмайера", предполагавшую поэтапное выполнение ряда пунктов Минских соглашений.
Но затем стало ясно, что он не собирается менять методы взаимодействия с республиками. Он решил также затягивать вступление в силу Минских соглашений, при этом он и вовсе начал критиковать их, заявляя, что их Украине "навязала" Россия. Такого себе даже Порошенко не позволял.
Позже Зеленский договорился до того, что жители Донбасса и Крыма якобы просто обязаны любить Украину, разговаривать на украинском языке и считать себя украинцами. А иначе им лучше уезжать в Россию.
Активизировались штрафы за использование русского языка, начались гонения на политических оппонентов (Медведчук, Анатолий Шарий и т.д.). Об амнистии участникам боевых действий не приходилось и говорить.
И это в корне отличалось от действий России, которая помогала гражданам гуманитарной помощью. Такое развитие событий ясно давало понять, что интеграция Донецка и Луганска в Украину является невозможной.
Выводы
Можно смело говорить о том, что несмотря на столетнее пребывание в составе Украины, Донбасс так и не стал украинским регионом. Его судьбу решали либо большевики, либо "украинствующие".
Там было допущено множество ошибок в региональной политике, которые лишь подчеркивали разницу между населением Донбасса и остальной страны. А потом дело дошло до откровенного наплевательства на мнение людей.
Но теперь ошибка столетней давности начала исправляться. Конечно, это вызывает истерику со стороны европейских стран. Но им было бы неплохо обращать внимание на собственные проблемные регионы. Особенно Великобритании, где больше половины жителей Шотландии уже выступают за независимость своей страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.