Вскоре после того, как Россия объявила о том, что учения в Белоруссии и юго-западных регионах РФ завершаются, с Донбасса стали поступать сообщения о увеличении числа военных провокаций. Из-за этого военно-политическая ситуация вновь стала обостряться, а Франция инициировала саммит по безопасности в Европе между Россией и США, а также заинтересованными сторонами.
Нагнетание обстановки
Последний месяц характеризовался критическим нагнетанием международно-политической обстановки на фоне того, как в переговорах между Россией и НАТО по гарантиям безопасности наметился тупик. При этом нагнетание происходило со стороны западных СМИ и некоторых политиков.
В западных новостях наперебой говорили о том, что Россия вот-вот "нападет" на Украину. Сами эти заявления, традиционно, не подкреплялись никакими доказательствами или вменяемыми рассуждениями. Установка была одна: "Россия нападет, и это не обсуждается, а зачем и почему – уже не имеет значения".
Ряд западных политиков также активно поддерживал эскалацию напряженности вокруг Украины и "вероятного нападения России" на эту республику. Например, президент США обещал, что Россия "нападет" 16 февраля, а когда долгожданное нападение не состоялось, в Вашингтоне перенесли дату начала войны.
Особенно горячие головы, такие как глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис, и вовсе заявили, что хоть Россия и не вторглась на Украину, но республика все же якобы находится под ударом "русского сапога" и поэтому пора вводить санкции против Москвы. Вот такая литовская логика.
Примечательно, что "рупоры войны" не волновало не только то, что Россия многократно указывала на то, что не собирается ни на кого нападать, но и то, что даже на самой Украине подчеркивали, что не фиксируют признаков якобы готовящегося нападения со стороны РФ.
В общем, в Вильнюсе, Вашингтоне и некоторых других столицах уверены, что лучше знают о том, когда и как Россия будет воевать с Украиной. Мнение же самой Москвы и Киева никто не учитывает. В ход шли и обвинения в том, что РФ перемещает свои войска по своей же территории. Украину при этом бесплатно накачивали оружием. Отдельным подарком для нагнетателей истерии стало начало российско-белорусских учений "Союзная решимость 2022".
Россия на войну не пришла: начинаем провокации
По мере того, как на Западе нагнеталась предвоенная истерия, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц отправились в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Эти встречи позволили несколько абстрагироваться Берлину и Парижу от информационного шума и выслушать аргументы Москвы, что снизило напряженность.
Кроме того, "нападение" России так и не состоялось, что, казалось бы, снимает вопросы о том, будет ли война на Украине. Более того, Москва и Минск заявили, что завершают маневры и начали постепенно отводить часть войск в места постоянной дислокации.
Однако эскалация все же произошла, но не по вине России, как это предсказывали на Западе, а из-за участившегося числа провокаций на Донбассе. В частности, на линии соприкосновения между вооруженными силами Украины и ополчением ДНР/ЛНР участились случаи обстрелов, попыток нарушения статус-кво и мелких стычек.
Вместе с тем, представители властей из самопровозглашенных республик заявили, что ожидают нападения со стороны Украины и начали масштабную эвакуацию населения в Россию. Беженцы преимущественно направляются в Воронежскую и Ростовскую области. Кроме того, донецкие власти начали приготовления к обороне.
В ответ на эскалацию напряженности на Донбассе Россия и Белоруссия заявили, что те вооруженные силы, которые еще не вернулись в места постоянной дислокации, продолжат учения, чтобы более основательно проработать оборонительные действия, и будут находиться на позициях столько, сколько нужно.
Можно предположить, что в Москве и Минске обеспокоены возможными провокациями со стороны украинских властей и дело тут даже не столько в политической воле Киева, сколько в националистических батальонах, которые могут действовать непредсказуемо.
Например, есть риск того, что, руководствуясь антирусской идеологией, радикалы могут попробовать обстрелять приграничные объекты на территории России или Белоруссии, а затем списать это на случайность или что-то еще.
Как показала практика, такие опасения были небезосновательны. Так, несколько снарядов уже попали на территорию Ростовской области и разрушили пограничный пункт. К счастью, никто не пострадал и Москве не пришлось реагировать на это так жестко, как надо было бы в случае гибели российских должностных лиц.
Тем не менее ситуация все еще остается напряженной и рискует в любой момент перейти черту, за которой может начаться масштабное кровопролитие, которое хоть и не перерастет в военное столкновение Украины с Россией или Белоруссией, но приведет к глубокому гуманитарному кризису.
Макрон спешит на помощь?
По мере того, как ситуация начала нагнетаться, президент Франции Эммануэль Макрон провел переговоры с президентом США Джо Байденом, российским лидером Владимиром Путиным и главой Украины Зеленским. По итогам телефонных бесед Макрон смог согласовать с Байденом и Путиным проведение саммита между Россией и США по поводу международной системы безопасности в Европе.
Как отметили в Елисейском дворце, уже 24 февраля глава МИД России Сергей Лавров и его американский коллега Энтони Блинкен должны будут предоставить материалы для проведения предстоящего саммита.
В свою очередь, наднациональные органы Евросоюза также выступили за проведение подобных переговоров. Так, глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель указал на то, что Брюссель приветствует любые переговоры и дипломатические усилия, которые помогут избежать войны в Европе.
Несмотря на то, что техническая сторона предстоящих переговоров еще неизвестна, срочность, с которой данная инициатива была одобрена и запущена в стадию согласования, говорит о серьезности украинского кризиса.
Так, три страны уже выразили готовность предоставить площадку для проведения очередного российско-американского саммита по поводу Украины и системы безопасности в Европе. Саммит может быть проведен в Финляндии, Швейцарии или Турции. И если для принимающей стороны выгода от его проведения очевидна, так как она укрепит свой имидж миротворца, то на мотивы и интересы Франции, ЕС, России и США стоит посмотреть внимательнее.
Европейский интерес
Оценивая положительную инициативу президента Франции, нельзя не отметить, что таким образом он в первую очередь работает на свой собственный имидж миротворца и повышение дипломатической активности Парижа. Тем не менее Франция, как и Евросоюз в целом, не заинтересована в разрастании конфликта на Украине по другим причинам.
Дело не в том, что Россия якобы может напасть на Украину. Во-первых, те, кто занимается не популизмом, а реальной политикой в европейских столицах понимают, что Россия не только не хочет нападать на соседнее государство, но и не имеет на то объективных причин.
Во-вторых, такая война не только нанесла бы Москве репутационный ущерб, но и взвалила бы на ее экономку груз в виде зависящей от дотаций и международной помощи Украины. Фактически, присоединение этой страны к России было бы подарком для ее недругов, так как это заставило бы ее тратить ресурсы не на собственное развитие, а на постоянные подачки Киеву.
Более того, новые территории возложили бы на Россию огромные обязательства по "подтягиванию" постсоветской республики к среднероссийскому уровню жизни, развития инфраструктуры и т.д., что также не пошло бы на пользу развитию самой РФ.
Однако, во Франции и ЕС опасаются того, что если Украина окончательно погрузится в хаос и скатится к статусу так называемого несостоявшегося государства, Европе это ничего хорошего не принесет.
Во-первых, в ЕС направится огромное число беженцев, во-вторых, радикальные элементы и оружие с территории Украины начнет проникать в Европу, а в-третьих, возникновение "серой зоны" в центре Европы нанесет урон интересам экономики и безопасности всего континента.
США хотят "сбагрить" Украину
Если же говорить о Вашингтоне, то его интерес заключается в том, чтобы стабилизировать свой "европейский фронт". По мере того, как экономические и внутренние проблемы в Соединенных Штатах нарастают, Вашингтон вынужден экономить ресурсы для противостояния с Китаем.
Пытаясь не допустить превосходства со стороны КНР, США стараются консолидировать союзников вокруг противостояния "китайской угрозе" и привлечь больше ресурсов в Азию. Удается это и так с переменным успехом, а украинский кризис и истерия вокруг Киева оттягивают военное внимание и дипломатические ресурсы Вашингтона от Азии, удерживая фокус на Европе.
С другой стороны, нынешней администрации Белого дома нужна хотя бы одна внешнеполитическая победа, которую она сможет представить рядовым американцам как мощный успех теряющего популярность Джо Байдена.
Так, если будет достигнут компромисс по Украине, американская пропаганда сможет представить это как очередную "победу над Россией", а также "великий успех американской дипломатии". Это позволит на какое-то время снизить градус общественного недовольства в США и отвлечь внимание населения от внутренних проблем.
Зачем это России
Вопреки мейнстриму западной пропаганды, эксперты в РФ, ЕС и США отмечают, что Москве также нет выгоды от украинского кризиса.
Сейчас Россия решает две стратегически важные задачи: обеспечение форсированного внутреннего развития, а также выстраивание системы безопасности, которая бы позволила не выделять дополнительные ресурсы на военную сферу. Война на Украине не отвечает ни одной из этих целей.
России точно так же, как и Европе, не нужны потоки беженцев и переток оружия с Украины на черный рынок, откуда оно может попасть в руки радикалов и террористов. При этом Москва хочет добиться нейтрально статуса для Киева, а не распада украинского государства с его превращением во множество осколков с местными непредсказуемыми князьками.
Поэтому, в контексте украинского кризиса Москва, вероятно, будет добиваться разработки европейской системы безопасности, которая не только решит украинский конфликт, но и продвинет принцип "неделимости безопасности", согласно которому безопасность одной страны не может обеспечиваться угрозой для других.
Что будет дальше?
Хотя саммита между Россией и США еще не было, уже сейчас можно сделать вывод, что украинская "буря в стакане" рискует выйти из-под контроля и стать угрозой общеевропейского масштаба.
Именно этим объясняется то, как оперативно Франция отреагировала на эскалацию кризиса и то, как быстро Москва и Вашингтон согласились на проведение саммита, несмотря на напряженность в двусторонних отношениях.
Исходя из совокупных интересов ЕС, РФ и США можно предположить, что на переговорах дипломаты будут стремиться прийти к компромиссу, который, с одной стороны, создаст наброски новой архитектуры "неделимой безопасности" в Европе, а с другой – принудит Украину к соблюдению Минских соглашений для того, чтобы остановить превращение этого государства в failed state.
Это позволит не только обеспечить безопасность европейских государств, включая Россию, но и снизит издержки США на поддержание ставшей бессмысленной и деструктивной для самого Вашингтона напряженности в Восточной Европе.
Признание ЛНР и ДНР
После того, как Россия пошла на признание Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), перспектива проведения новых переговоров по Украине оказывается под вопросом, но их необходимость лишь возрастает.
В состоянии аффекта украинское правительство может пойти на попытку силового подавления ЛДНР и осуществление "маленькой победоносной войны". Именно такое развитие событий может не только разрушить украинское государство, но и создать на его месте огромный очаг нестабильности в Европе.
Сейчас остается лишь надеяться, что Россия и Запад не пойдут на принцип и продолжат попытки совместного укрощения Украины. Большая война в Европе не нужна ни одной из сторон, так как она хоть и не перерастет в ядерную, но без потерь ни для кого не закончится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.