"Мудрецы" в погонах: Литва не устает подстрекать украинцев к войне в Донбассе

© Sputnik/ Стрингер

Войны между Киевом и Москвой не хотят в России, в штаб-квартире НАТО и в серьезных европейских столицах. Лишь в США и в Литве кровопролития ждут не дождутся.

Советники президентов стран Балтии и Польши обсудили безопасность в регионе и пришли к выводу, что ситуация взрывоопасна. Премьер Литвы Ингрида Шимоните совершенно не разбирается в военном деле. Тем не менее с умным выражением лица утверждает с высоких трибун: "сказать, будет ли война, может только [Владимир] Путин, но готовиться надо ко всему".

10 и 11 февраля Шимоните с официальным визитом находилась на Украине, где в очередной раз заявила о самой широкой поддержке и военной помощи со стороны Вильнюса, который остается надежным партнером на пути Киева в Евросоюз и НАТО.

Поддерживая и защищая украинцев, президент Гитанас Науседа призывает европейских и трансатлантических союзников "таким образом наказать Россию санкциями, чтобы у нее пропало желание угрожать странам-соседям".

Рота, подъем!

В "верхах" Литвы до такой степени свыклись с мыслью о неизбежности широкомасштабного вторжения РФ, что об ином думать не в состоянии. Тот же Науседа 9 февраля в гарнизоне Рукла, не особо думая, заявил: "Видим опасные попытки [Кремля] пересмотреть структуру безопасности Европы и международный порядок. В принципе, разрушить первое и второе".

Это какой-то сюрреализм. Поэтому посольство России в Литве в своем заявлении подчеркнуло: Вильнюс извращенно интерпретирует предложения, прозвучавшие из Москвы. Президент Литвы ошибается в том смысле, что безопасность существует либо для всех, либо ни для кого.

А Вашингтон все так же продолжает для Вильнюса оставаться главным модератором дискуссий о планах, ходе, исходе будущей войны.

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан только и говорит о "вторжении Путина". Правда, в Пентагоне Киеву на героическое сопротивление отводят всего трое суток.

Генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, говорит именно так: подчиненным Сергея Шойгу хватит 72 часов для разгрома украинской "лучшей армии в мире". Ее потери составят примерно 25 тысяч человек или 1/5 сил, стянутых к ДНР и ЛНР.

Основная беда литовского политического и военного руководства заключается в безусловной вере в заокеанские сплетни и слухи. На этот раз реакция тоже оказалась предсказуемой: в вооруженных силах тут же повысили уровень боевой готовности. Официальная версия – из-за маневров в Белоруссии с участием российских военных. На самом деле – как реакция на концентрацию сил и средств по обе стороны границы между РФ и Украиной.

Лишенным оснований алармистским кличем "В ружье!" военные пугают руководителей государства. Примечательно, но командующий армией генерал-лейтенант Вальдемарас Рупшис видит и говорит только о сосредоточении россиян и совсем не упоминает выдвинутых к театру возможных военных действий бойцов Вооруженных сил Украины.

Впрочем, что хотеть? Каковы военачальники – таковы их представления о вторжении.

Генералы дело знают. Но это не точно

Как говорит генерал-лейтенант Рупшис, русские перейдут границу после 20 февраля. К этому времени завершится не только Олимпиада в Пекине, но и маневры в Белоруссии. То есть совсем скоро украинцев начнут "мочить в сортире", но ради их спасения Литва не особо суетится. К примеру, до сих пор не передала обещанного противотанкового и противовоздушного оружия.

Командарм не скрывает: политическое решение есть. Дело за "техническими деталями", которые недопустимо долго утрясаются в канун войны. Неторопливость неудивительна: Литва – страна северная, маленькая, здесь спешить не принято. Если, разумеется, дело не касается спасения собственной шкуры.

А вот и пример. В Яворовском учебном центре, что между Львовом и польской границей, 30 литовских военных обучают украинцев ведению современного боя. Если вдруг в Донбассе вспыхнет полномасштабный конфликт, инструкторов вывезет домой самолет ВВС Литвы. Они не могут оставаться в воюющей стране, поскольку "организационно не являются боевым подразделением и соответствующим образом не вооружены".

Литовский генерал любит поговорить на второстепенные темы. Например, анализируя общею военную ситуацию в Балтийско-Черноморском регионе, делает такой вывод: "Для стабилизации ситуации необходима своевременная ротация военных контингентов союзников. Наша сторона готова принимать их в любых количествах. В апреле прибудет батальон из США, возможно, несколько батальонов. Впрочем, все вокруг так динамично, что американцы могут сфокусировать их в более "горячих" точках".

Сказанное – лишнее подтверждение тому факту, что НАТО – карманный блок для США, несмотря на все иные заявления. Уже пять лет в Литве стоит передовой ударный батальон во главе с немцами. 1200 европейцев – немало. Но штаб-квартира альянса посчитала необходимым добавить еще 350. Их уже ждут.

Стратегия дилетантов

Генерал Рупшис называет усиливаемый личным составом батальон постоянного базирования "подразделением стратегического значения", призванным противостоять российской армии в том смысле, что Москва должна понимать – против нее стоит НАТО в полном составе:
"Такое понимание само по себе удерживает от необдуманных шагов".

Из России говорят, что она не собирается ни на кого наступать. Но только не потому, что где-то размещены 1550 военнослужащих. В военном смысле это ничтожное количество. Россия в принципе против вооруженных столкновений, поэтому и предлагает взаимные гарантии безопасности.

Американские, тем более литовские генералы, сильно разочаровывают. Во-первых, они совершенно не понимают сути московских предложений. Во-вторых, избыточно верят в возможности НАТО и боевую мощь альянса. Так называемые ударные батальоны по тысяче человек ничего не поле брани не стоят без поддержки танков, реактивной и ствольной артиллерии, а с воздуха – бомбардировочной, штурмовой авиации и ударных вертолетов. Любой батальон – всего лишь компактная цель.

Наконец, кто и где генералов учил? Марк Милли из Вашингтона и Вальдемарас Рупшис из Вильнюса – профаны в лампасах, рассуждающие о мерзлых украинских грунтах, высоких уровнях подпочвенных вод и прочей ерунде в контексте танковых ударов. Танки, как известно, грязи не боятся.

Наконец, существуют нормативы, которыми обязаны руководствоваться военноначальники. Например, скорость движения войск при прорыве сильно укрепленной полосы противника – километр в час. При таком показателе наступление развивается успешно. Полтора км/час – очень успешно. Существуют нормативы преодоления пространства, преследования, время среднесуточного наступления. Безвозвратные и санитарные потери личного состава, количество вышедшей из строя техники тоже можно предположить.

Во всех армиях мира существуют оперативные расчеты, и только в США и Литве работает закон трех "П": пол-палец-потолок. При этом сугубо гражданские "пиджаки" говорят о Молли и Рупшисе как об опытных генералах.

Оценки явно завышены и даже ошибочны. Подливать масла в огонь, провоцировать, подталкивать официальный Киев к войне против страны, победить которую Украина физически не в состоянии, – здесь наши герои являются мастерами крупного калибра.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.