Калининградская область имеет большой опыт участия в проектах приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Евросоюзом. Еще в 1996 году она была выбрана в качестве одного из главных приоритетов в этом направлении.
Сейчас в регионе ведутся 38 проектов по программе "Россия – Литва", 31 проект – по программе "Россия – Польша", 10 проектов – по программе "Интеррег. Регион Балтийского моря". Участие в них помогает сторонам совместно решать вопросы в сферах туризма, экологии, культуры и социальном секторе.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов в интервью Baltnews рассказал, как в условиях сложных отношений на геополитическом уровне приграничным территориям России и Евросоюза удается выстраивать эффективное сотрудничество.
– Г-н Алиханов, если бы вы были президентом Литвы и решили улучшить отношения с руководством Калининградской области, что бы предложили ее губернатору в первую очередь?
– Я все-таки с позиции губернатора Калининградской области скажу. Нам очень хотелось бы интенсификации работы с нашими литовскими коллегами, потому что, к сожалению, в последние годы мы видим замороженную работу Российско-Литовского Совета [по долгосрочному сотрудничеству между региональными и местными властями Калининградской области РФ и ЛР].
Обсуждение некоторых рабочих вопросов, в том числе об обустройстве трансграничной инфраструктуры, пунктов пропуска и многих других, перешло из формата очных рабочих встреч в формат простой переписки и каких-то формальных дипломатических нот.
Это, конечно, осложняет нашу работу и затрудняет скорость и качество нашего взаимодействия. К сожалению, литовская сторона пока не готова вернуться к такому формату взаимодействия, на котором мы находились когда-то. А это было бы выгодно и литовской стороне тоже.
– Испытываете ли вы какие-то чувства, когда литовские националисты называют Калининград "Караляучусом"?
– Меня это заботит, конечно, мало. Мы к этому относимся с определенной долей иронии и стараемся особо на это внимания не обращать. Мне кажется, что для литовских националистов главное, чтобы Вильнюс назывался Вильнюсом, а не Вильно. Разные периоды бывали, и называли города по-разному. Главное – как он называется сейчас, и как будет называться в будущем.
– Как сказываются санкции и в целом геополитическая обстановка на реализации программ приграничного сотрудничества?
– Если говорить про санкции и антисанкции, то мы давно уже к ним адаптировались и никаких новых вызовов, к которым стоит серьезно относиться, сейчас не видим.
Намного бо́льшим вызовом стали последние изменения, связанные с коронавирусной инфекцией и сложностями в трансграничном перемещении людей. Санкционное давление, скорее, уже нивелировано. Мы адаптировались к нему во всех смыслах.
Программы приграничного сотрудничества, финансируемые совместно Россией и Евросоюзом, – лучшее доказательство того, что у нас с соседями гораздо больше общих тем, которые нас объединяют, чем тех, которые разобщают.
Программы "Россия – Литва", "Россия – Польша", "Интеррег. Регион Балтийского моря", активным участником которых является наш регион, не пострадали, они продолжаются, несмотря на сложные отношения на верхнем геополитическом уровне. Отношения между регионами, муниципалитетами остаются вполне конструктивными. Мы совместно реализуем проекты. Поэтому хотелось бы, чтобы так оставалось и дальше.
Мы видим интерес со стороны наших соседей. Инвестиции таких программ позволяют нам больше друг с другом общаться, ездить друг к другу в гости, видеть и понимать друг друга, что помогает развитию контактов.
Вне зависимости от программ приграничного сотрудничества есть достаточно неплохие отношения между торгово-промышленными палатами, между бизнесом различных государств. Эти связи развиваются в самостоятельной параллели.
– Если бы можно было построить совместный с поляками и литовцами гигантский парк аттракционов – такой свой Диснейленд – это могло бы улучшить межгосударственные отношения?
– Я не думаю, что какие-то проекты, связанные с туризмом и развлечениями, могут повлиять на межгосударственные отношения. На межрегиональные какие-то связи и контакты – наверное, да. Но те проекты, о которых вы говорите, они скорее про бизнес, чем про геополитику и отношения на высоком политическом уровне.
– Как удалось адаптироваться к условиям пандемии?
– После объявления карантина многие запланированные мероприятия пришлось отменить. Конечно, интенсивность персональных контактов снизилась. Но мы научились противостоять эпидемии. И даже ограничения на физические перемещения оказались стимулом к активному внедрению онлайн-форматов взаимодействия.
С 7 по 8 октября в Калининградской области проходил Форум регионов-партнеров. Традиционно до пандемии в мероприятии принимали участие представители регионов-партнеров из России, Польши, Литвы, Германии, Швеции, Дании, Белоруссии, Норвегии. В этот раз участие многих зарубежных спикеров перенесено в онлайн-формат.
– Ведется ли совместно с соседями работа, направленная на снижение загрязнения Балтийского моря?
– Калининградская область всегда старалась использовать ресурс программ приграничного сотрудничества Россия – ЕС для улучшения экологической ситуации. На территории региона идет реализация шести проектов, нацеленных на качественные изменения в состоянии окружающей среды, в том числе Балтийского моря.
Деятельность по проектам включает строительство канализационных сетей и станций переработки сточных вод, реконструкцию и модернизацию системы очистки сточных вод, в целом развитие инфраструктуры водоочистных сооружений и урегулирование водно-канализационного хозяйства агро-туристических территорий.
Большинство проектов также предусматривает образовательные мероприятия, направленные на повышение экологической осведомленности жителей.
Основная задача проектов – это, конечно, уменьшение загрязнения почвы и поверхностных вод в реках, Куршском и Калининградском заливах и Балтийском море.
– Могли бы вы оценить результаты программ приграничного сотрудничества с Литвой и Польшей, рассчитанных на период с 2014 по 2020 годы?
– В связи с пандемией реализация проектов по программам приграничного сотрудничества была сдвинута вправо – до 2023 года. Но уже сейчас некоторые проекты подходят к завершению.
Среди них – проекты по сохранению исторических музейных кораблей, обустройству территории Калининградского зоопарка, ремонту мемориального комплекса [литовского поэта Кристонаса] Донелайтиса, строительство, модернизация систем очистки сточных вод и многие другие.
Все эти проекты реализуются успешно. В ближайшее время увидим завершение основных работ. Мы рады тому, что продолжается работа над новой итерацией программы.
– На каких направлениях приграничного сотрудничества область сосредоточится в течение следующего семилетнего периода?
– Мы концентрируемся на устойчивом развитии территории. Сейчас продолжается работа по подготовке программ приграничного сотрудничества следующего финансового периода 2021–2027: формируются тексты программных документов, определяются приоритеты, принимаются решения относительно формы и масштаба будущих проектов.
Завершение процесса подготовки ожидается в 2022 году. Предположительно до конца года будет завершена подготовка программных документов, а с начала 2022-го начнутся переговоры по заключению финансового соглашения и его ратификации.
Предварительно согласованные приоритеты будущей российско-польской программы: окружающая среда, здравоохранение и долгосрочный уход, туризм и развитие сотрудничества.
Что касается программы "Россия – Литва" на 2021–2027 годы – намечены такие стратегически цели, как достижение более благоприятной экологической ситуации, развитие социального сектора и улучшение координации сотрудничества.
– Вы считаете, такое сотрудничество необходимо для обеих сторон?
– Для Калининградской области приграничное сотрудничество – это естественная необходимость, регион со всех сторон окружен государствами Евросоюза.
Для того, чтобы границы не стали забором и разделительными линиями, а также для создания ощущения комфортного проживания для жителей российского эксклава, наличие и поддержание связей с регионами сопредельных стран – наша задача.
Наши соседи также понимают, что у нас есть общие темы, которые нас объединяют: экология, культура, детские и молодежные обмены, сохранение наследия и так далее.
Люди, участвующие в реализации совместных проектов, вместе решают общие проблемы, общаются, узнают ближе друг друга. Ведь сохранение добрососедских отношений – это не формальность, а это насущная необходимость.