"Это не санкции, это война". Евросоюз мечтает о слабой России из 90-х

© AFP 2020 / MLADEN ANTONOV

Санкции против России и Белоруссии работают как сигнал о том, что ЕС стремится вернуться к прежнему положению дел, то есть до 2000-го года, когда вступил в силу Договор о Союзном государстве, и первым лицом России стал Владимир Путин.

Санкции: историческая справка

Санкции изначально, исторически, всегда были связаны с военными действиями и применялись как дополнительный инструмент воздействия на противника. Так, часто вспоминают историю об Иване Грозном, который, вступив в Ливонскую войну, вызвал против себя не только лавину гнева других стран, но и конкретные экономические санкции, например, в отношении поставок меди и бронзы из европейских стран в Москву.

После этого санкции стали постоянной приметой в выстраивании отношений западных государств с Россией. И только создание мощного флота и армии оказалось надежной для России гарантией предотвращения санкций, что доказывает изначальный военный характер санкционного давления.

© Sputnik/ РИА Новости
Репродукция картины художника Павла Соколова-Скали "Взятие Иваном Грозным Ливонской крепости Кокенгаузен".

Прошло длительное время, прежде чем санкции превратились в комплексный инструмент политического и экономического давления, подменяющий собой военные действия (своеобразное замещение), так как война требует напряжения всех сил не только страны, против которой начаты военные действия, но и той страны, которая их начала.

Так, сейчас санкции рассматриваются как инструмент дипломатии принуждения, то есть именно принуждения, не военных действий.

Но от этого их агрессивный характер не стал мягче. Тем более, в условиях ограничения экономических возможностей санкции становятся инструментом нечестной экономической конкуренции.

Кроме того, сохраняется общий контекст использования санкций. Для оправдания их введения Россию представляли чудовищем, якобы угрожающим "цивилизованному миру". В любом случае антироссийские санкции всегда были частью обширной информационной антироссийской пропаганды, как во времена Крымской войны, так и ныне.

© Sputnik/ Константин Михальчевский
Участники реконструкции "Штурм Севастопольской крепости" (Крымская война 1853-1856 гг.) в рамках VII Крымского военно-исторического фестиваля на Федюхиных высотах.

Санкционное противостояние особенно обострилось после возникновения СССР. После Второй мировой войны санкции приобрели системный характер, так как касались практически всех сфер. Казалось бы, мы привыкли к такой диспозиции. И при этом в период 1990-х годов даже была надежда, что так называемый коллективный Запад во главе с США откажется от инструмента санкций и мы сможем наладить полноценный и равноправный диалог.

Однако ранее введенные санкции продолжали действовать, и появились новые санкции. Так, в 2012 году был принят "Акт Магнитского", согласно которому вводились конкретные санкции против конкретных лиц. Этот Акт ознаменовал позицию США по отношению к политическому руководству России как к авторитарному режиму, с которым нет необходимости считаться.

Эта позиция согласуется с принципами внешней политики ЕС как нормативной силы. Руководство Евросоюза исходит из представления о недемократичности стран постсоветского пространства. По этой причине информацию о положении дел он черпает исключительно из оппозиционных ресурсов и поддерживает оппозиционные силы, рассматривая их как единственных представителей гражданского общества. Неудивительно, что персональные санкции против представителей власти стали визитной карточкой ЕС.

Санкции, вводимые ЕС: характер и цель

ЕС понимает санкции как ограничительные меры разного характера. Их суть, цели введения подробно изложены в решениях Совета по Общей внешней политике и политике безопасности. Они принимаются единогласно. Предложение о санкциях вносятся верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности. Все предлагаемые меры изучаются и обсуждаются соответствующими подготовительными органами Совета, включая рабочую группу, которая отвечает за конкретный регион. Так, есть такая, например, для Украины и Белоруссии.

Свои решения о санкциях ЕС обычно пересматривает не реже одного раза в 12 месяцев, после чего они могут быть продлены или пересмотрены. В зависимости от развития ситуации Совет может в любое время принять решение об изменении, продлении или временном приостановлении их действия. Среди причин, которые побуждают ЕС вводить санкции, указываются следующие: терроризм, деятельность по распространению ядерного оружия, нарушение прав человека, аннексия чужой территории, умышленная дестабилизация суверенной страны. ЕС подчеркивает, что его санкции нацелены на конкретные политические решения в других государствах и рассматриваются им как превентивные меры.

© Пресс-служба МИД РФ
Встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова и верховного представителя ЕС Жозепа Борреля, 5 февраля 2021 года

Для этого Брюссель накладывает разные виды санкций: дипломатические санкции (прерывание дипотношений и отзыв дипломатических представителей); персональные санкции, чаще всего ограничения на въезд включенных в перечень лиц и замораживание активов, принадлежащих перечисленным лицам или организациям; экономические санкции или ограничения в отношении определенных секторов экономической деятельности.

Санкционная политика ЕС была усилена принятием 8 декабря 2020 года режима глобальных санкций в отношении третьих стран, в которых нарушаются права человека. В рамках глобального режима ЕС санкции могут быть введены против нарушителей прав человека во всем мире. Новый режим позволит наказывать за действия, нарушающие права человека, в любой стране. В том числе в странах, не находящихся под санкциями ЕС.

За последние десять лет ЕС все чаще самостоятельно или в содружестве с США прибегает к инструменту санкций. И особенно это показательно в отношении некоторых стран постсоветского пространства.

Антироссийские санкции ЕС

Наибольший объем санкций ЕС обрушил на Россию с марта 2014. Они были приняты в ответ на воссоединение Крыма с Россией. ЕС отменил запланированный саммит и отказался от регулярных саммитов, поддержал приостановку переговоров о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международное энергетическое агентство (МЭА). Он также принял индивидуальные ограничительные меры в отношении 177 человек и 48 организаций.

Также утвердил перечень санкционных мер против Крыма и Севастополя (запрет на импорт товаров с полуострова, среди них ограничения на торговлю и инвестиции, связанные с определенными секторами экономики и инфраструктурными проектами; запрет на поставку туристических услуг на полуостров; запрет на экспорт определенных товаров и технологий).

Дополнительно в июле и сентябре 2014 года ЕС ввел экономические санкции в отношении обменов с Россией в определенных секторах экономики. Показательно, что в марте 2015 года лидеры ЕС решили привести существующий режим санкций в соответствие с полным выполнением Минских соглашений. С тех пор санкционный режим только продлевался.

Кроме того, к уже принятым санкциям были добавлены новые: ограничение доступа к первичным и вторичным рынкам капитала ЕС для некоторых российских банков и компаний; запрет на экспорт товаров двойного назначения для военного использования или военных конечных потребителей в России; ограничение доступа России к определенным технологиям и услугам, которые могут быть использованы для добычи и разведки нефти.

Одновременно с этими ограничениями последовали ограничения на экономическое сотрудничество с Европейским инвестиционным банком, с Европейским банком реконструкции и развития с целью приостановить финансирование новых операций; при этом реализация программ двустороннего и регионального сотрудничества ЕС с Россией была пересмотрена.

В 2019 году ЕС также ввел антироссийские санкции вслед за странным отравлением Скрипаля и его дочери. В следующем году они были продлены. И вот не так давно, в марте 2021 года, ЕС объявил о введении санкций в связи с делом Навального.

Потери стран ЕС от санкций и контрсанкций

При этом санкции не влияют на смену политического курса, но осложняют экономическое положение обычных граждан и замедляют темпы экономического взаимодействия повсеместно.

Так, эксперты ЕС сами указали на то, что альянс теряет не меньше, чем Россия в финансовом эквиваленте из-за санкций и контрсанкций. При этом неизвестно, каков их точный долгосрочный эффект. Например, Европа и США потеряли около 50 млрд долларов в 2014–2015 годах – а именно на этот период пришлись как раз основные и важнейшие антироссийские санкции и ответные контрсанкции.

Однако, поскольку объем торговых отношений России больше с ЕС, чем с США, то удар по ЕС оказывается наиболее значимым, особенно если говорить про Германию, которая в указанные годы теряла по 700 млн евро ежемесячно. Неудивительно, что немецкие производители выступали против санкций. Хотя и неуспешно.

Так, член комитета бундестага по международным делам от партии "Альтернатива для Германии" (АдГ) Вальдемар Гердт заявил, что предприятия Германии потеряли более 100 млрд долларов из-за санкций против России к 2019 году.

Удивительно, что страны, являющиеся соседями России и серьезно связанные с российским рынком, как, например, страны Прибалтики, так яростно настаивают на введении все новых и новых антироссийских санкций.

Например, на Россию приходилось 19,9% экспорта Литвы. Эксперты признают, что Латвия, Литва, Эстония потеряли серьезную прибыль от экспорта (доходы от экспорта упали в среднем на 20%). Особенно серьезно пострадала Литва.

Так, прежде в Россию литовские мясопереработчики экспортировали почти половину всей продукции и значительный объем молока. Сейчас эти поставки прекращены. Кроме того, Литва получила ответный удар от Белоруссии, отказавшейся от услуг транзита через порт Клайпеды в 2020 году. Примечательно, что политики и эксперты указанных стран сообщают, что причина падения доходов связана не с контрсанкциями, а с замедлением темпов экономического роста самой России и падением курса рубля.

Клайпедский порт

Несмотря на заверения предпринимателей Прибалтики, что те нашли новые рынки, всем ясно, что переориентировать весь объем продукции годами направляемый в Россию, на другие рынки, более чем сложно, с учетом жесткой конкуренции.

При этом в Евросоюзе исходят из представления о том, что Россия нуждается в поставках продовольствия по всем пунктам. Например, экспертами обсуждался вопрос, насколько польские яблоки могут быть заменены яблоками из Латинской Америки. Иными словами, им и в голову не приходило даже допустить, что в самой России также растут яблоки, как и многое другое.

Санкции как сигнал

Второй страной на постсоветском пространстве, всерьез столкнувшейся с санкциями ЕС, стала Белоруссия. В основном ограничения в ее отношении носят персональный характер.

Но совокупно санкции против России и Белоруссии работают как сигнал о том, что ЕС стремится вернуться к прежнему положению дел (как в 1990-е годах), то есть вернуться фактически к ситуации до 2000-го года, когда вступил в силу Договор о Союзном государстве, и до того, как первым лицом России стал Владимир Путин, переговорщик сложный и неудобный для ЕС, что, собственно, там и признают.

Для ЕС период 1990-х годов – время политического и экономического расцвета в условиях отсутствия мощных конкурентов в лице СССР и Югославии.

Поэтому именно с появлением нового лидера в России, а также укрепление союза с Белоруссией в ЕС связывают ухудшение своих позиций в Евразии, ведь именно тогда он начал ощущать жесткую конкуренцию на этом пространстве со стороны России.

Ситуация усугубилась с появлением Союзного государства, которое сразу было интерпретировано Брюсселем как первый шаг на пути восстановления СССР. Поэтому отдельные государства-члены ЕАЭС, прежде всего Белоруссия, будут и далее подвергаться информационной атаке, санкциям и так далее.

Цель одна – ослабить их взаимодействие с Россией. Так что санкции останутся наиболее часто употребляемым инструментом конкуренции и борьбы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.