В последнее время Старый Свет с неприкрытой регулярностью предъявляет Российской Федерации различные претензии, порой даже угрожая взаимовыгодным экономическим отношениям с восточным соседом. Активными инициаторами антироссийских санкций в большинстве случаев выступают страны Балтии, иногда в кооперации с другими восточноевропейскими государствами, чаще всего – с Польшей.
Станут ли Эстония, Литва и Латвия настаивать на введении очередных санкций против РФ, когда верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в канун встречи глав МИД Евросоюза, призывает к "единству перед лицом России"? На этот, а также многие другие вопросы в интервью Baltnews ответила Наталья Еремина – доктор политических наук, профессор СпбГУ.
– Г-жа Еремина, как вы считаете, какой будет позиция балтийских стран на встрече глав МИД ЕС?
– Балтийские страны всегда поддерживали санкционное давление против России, причем даже когда им самим с экономической точки зрения это не выгодно. Не вижу причин считать, что они изменят этой традиции сейчас. Когда нет никаких сдерживающих факторов, Литва, Эстония и Латвия всегда поднимают тему санкций против России. При этом главная задача такой инициативы – это даже не повлиять на экономику России. Намного важнее для них – нанести удар по имиджу восточного соседа.
– Особенно когда все чаще в мире говорят о вакцине "Спутнике V"?
– Именно! Надо срочно доказать всему миру, не обращая внимания на факты, что российская вакцина ужасная, и ее ни в коем случае нельзя закупать. В этом и проявляется вся суть "сдерживания" влияния России. Если у нее появилось какое-то достижение – вакцина от коронавируса – нужно срочно принизить его, чтобы мир вдруг не начал ценить вклад России в борьбу с проблемой мирового масштаба.
Благодаря этому Евросоюз воспроизводит тенденцию, которую, по сути, заложила Прибалтика – переводить диалог с Россией с конкретных вопросов в обтекаемые понятия и претензии. Заметьте, у глав европейских держав до сих пор нет никаких адекватных аргументов по якобы отравлению Навального, зато о новых санкциях все уже говорят.
– Значит ли это, что Евросоюз готов к дистанцированию от России в вопросах торговли и вообще экономического сотрудничества?
– Самое интересное, что как раз не готов. Чем больше санкций вводится против России, тем больше все понимают, насколько она важна для ЕС. Министры и президенты критикуют правительство РФ, однако этого совсем нет на уровне муниципалитетов и в трансграничной торговле. Там, наоборот, чиновники и бизнес всячески стараются обходить любыми способами ограничительные меры.
Пытается найти лазейки в санкциях против России даже крупный бизнес. Посмотрите на British Petroleum, которая заключает сделки с "Роснефтью", на Shell, которая не боится инвестировать в российскую добычу углеводородов. Взять хотя бы для примера тот же проект "Сахалин–2". Даже в плане экономического взаимодействия Евросоюза с Китаем важно сохранять связи с РФ, поскольку через ее территорию проходит почти вся наземная часть торговых магистралей. Транзит через балтийские страны тут можно отсеять, но Россию исключить из этого маршрута точно не выйдет.
Есть и Северный морской путь через Арктику, который весьма интересен Европе хотя бы за счет поставок российского СПГ. Саботировать модернизацию этого маршрута – это наносить вред самому себе, лишая европейские предприятия дешевых энергоносителей.
Мы пришли сегодня к тому, что большая часть санкционных ресурсов у Евросоюза уже исчерпана, наносить реальный вред экономике РФ уже нежелательно – самим дороже выйдет. А вот в политические игры еще поиграть можно, поэтому вскоре мы и услышим антироссийские тезисы от балтийских стран.
– В 2004 году страны Балтии вступили в Евросоюз. Какую роль они должны были играть в рамках диалога ЕС и России? Эта роль как-то изменилась за 17 лет?
– У Эстонии, Литвы и Латвии изначально была стратегия конфронтации с РФ, причем об этом откровенно говорили на самом высоком уровне. Напомню, сначала балтийские страны вступили в НАТО, а потом уже в Евросоюз. Да, произошло это в один год, но военный блок все равно первичен для этих стран.
При вступлении в ЕС балтийские страны сразу определили свою позицию. Ее суть – громогласно кричать о якобы оккупации СССР и необходимости найти в лице Запада защитника от столь кровожадного соседа с востока.
Сегодня эта позиция никуда не делась, разве что добавились новые детали. Если раньше Эстония, Латвия и Литва жаловались на последствия "оккупации", то теперь они винят Москву в том, что она не позволяет Прибалтике нормально развиваться в экономическом плане. Разумеется, они умалчивают о том факте, что годами сознательно саботировали транзит из России, объективно вынуждая ее переходить к использованию собственных портов для перевалки грузов.
Для НАТО у Прибалтики вообще один тезис – "мы форпост на границе с Россией".
Итог такой политики: США выступают в качестве "гаранта" безопасности Эстонии, Литвы и Латвии, а взамен требуют от Балтии проталкивания собственной повестки внутрь Евросоюза, среди которой, конечно же, есть антироссийская политика. Именно на это нанизана вся внешняя политика балтийских государств – все остальное для нее вторично.
– Выходит, с приходом балтийских стран в состав ЕС он стал хуже относиться к России?
– Судя по хронологии событий, да. Чем больше восточноевропейских стран входило в состав Евросоюза, тем агрессивнее становилась его политика по отношению к России. Случай с балтийскими государствами просто самый яркий.
– То есть агрессивную политику в отношении России Брюсселю навязывают восточноевропейские государства – в первую очередь страны Балтии и Польша, которые по определению предвзяты к Москве?
– Верно. Литва, Латвия, Эстония, можно сказать, чемпионы по генерации антироссийской повестки в ЕС. В целом, к ним можно еще добавить Польшу. Другим восточноевропейским государствам хоть и не чужда русофобия, но они все выстраивают более взвешенную политику по отношению к России, зная, что в некоторых вопросах следует немного "притормозить". Зато Прибалтика вообще себя не сдерживает.
Кто поддерживал резолюцию об уравнении нацистов с коммунистами во время Второй мировой? Кто призывал провести исследования "преступлений СССР в Европе"? Все это работа именно балтийских стран.
Заметьте, конкретики никакой, зато конференций и резолюций на эту тему целая куча. Более того, для всего этого есть очень удобная площадка – Европарламент, где могут много раз вспоминать о том, как СССР подписывал пакт с Германией, но ни разу не упомянуть о том, что европейские страны заключили такие же договоры о ненападении с Третьим Рейхом гораздо раньше Москвы.
– Каковы самые главные инициативы стран Балтии, которые, на ваш взгляд, особенно сильно повлияли на ухудшение взаимоотношений России и ЕС?
– Я считаю, что это политические моменты, связанные с вмешательством балтийских стран во внутренние дела Белоруссии и Украины. Литва, Эстония и Латвия всячески стараются "разогреть" потенциал конфликтов в этих странах – гражданскую войну на Украине и протестные движения в Белоруссии. Напомню, оппозиционерка Светлана Тихановская координирует работу своих сторонников, находясь именно в Литве.
Балтийские страны видят свою задачу в антироссийской пропаганде в любом из конфликтов, к которому так или иначе можно приписать России. Увы, но такое отношение Прибалтики к своему восточному соседу ничем не переломить, тут нужно ждать, когда полностью изменится вектор внешней политики Евросоюза.
Именно поэтому России важно поддерживать диалог с ЕС, показывать ему факты и демонстрировать на конкретных примерах выгоду от взаимного сотрудничества.
– Страны Балтии пытаются саботировать отношения ЕС – России в энергетической сфере?
– Лучше всего это видно на примере "Северного потока–2". США пытаются всячески саботировать окончание постройки такой газовой магистрали, а Литва, Эстония и Латвия в последние годы активно поддерживают эту инициативу. Если раньше страны пытались вообще помешать реализации проекта, то теперь стараются хотя бы замедлить его окончание.
– Что насчет локальных военных конфликтов? Когда речь заходит о боевых действиях в Грузии и на Украине, Евросоюз тоже прислушивается к Прибалтике?
– Тут все просто. Балтийские страны в любом конфликте по умолчанию поддерживают сторону, которая оппонирует России. Ради этого не стесняются даже вмешиваться в дела чужого государства. При этом игнорируются факты и документы, которыми оперирует даже сам ЕС. Я напомню, Европарламент официально признал, что войска Грузии первыми напали на Южную Осетию, следовательно, Россия действовала из соображений обеспечения безопасности собственных граждан.
Политики Литвы, Эстонии и Латвии в последние годы стали обвинять Россию в развязывании этого конфликта, как будто доклада международной независимой комиссии Евросоюза во главе с Хайди Тальявини просто не существует. Хуже всего, что принимаются новые резолюции о вине Москвы, что, по сути, является переписыванием фактов уже задним числом.
Страны Балтии стали с завидной периодичностью делать это после 2014 года, когда на Украине вспыхнула гражданская война. В конфликте в Донбассе, разумеется, по мнению этих стран, тоже виновата Россия, хотя конкретные доказательства никто так и не предъявил.
– А что по поводу Сирии? Этот конфликт тоже преподносится Прибалтикой как "исключительная агрессия РФ"?
– Тут у балтийских стран уже меньше возможностей. Они стараются придерживаться схожих с США позиций, что Россия якобы поддерживает "кровавый режим" [Башара] Асада. Но всю эту риторику нечем подкреплять, нет никаких инструментов воздействия на Россию.
Единственное, на чем балтийские страны пытаются отыграться, так это миграционный кризис. По их мнению, именно действия России в Сирии якобы спровоцировали движение тысяч беженцев в Евросоюз. Разумеется, они при этом не говорят о том, что война началась задолго до прихода в Сирию российских военных, а "вооруженную оппозицию" Сирии снабжали оружием сами же европейские страны.
– Как будут себя вести балтийские государства в рамках российско-европейских отношений в ближайшие годы? Есть ли какие-нибудь стимулы для перемен?
– К сожалению, нет.
Русофобский настрой будет только усиливаться. В Евросоюзе действует правило – если одна часть государств стремится к смягчению отношений с Москвой, тут же появляются "ястребы", которые убеждают всех членов ЕС, наоборот, вести себя по отношению к России максимально жестко.
– И ведущие страны ЕС будут каждый раз к ним прислушиваться?
– Будут. Они включили в состав Евросоюза бывшие советские республики, чтобы сделать из них витрину, смысл которой – продемонстрировать всему миру, насколько это выгодно дружить с Западом (получать дотации для развития экономики). Разумеется, уничтожение местной промышленности при этом максимально замалчивается. А раз Балтия – это витрина, то нужно с ней и обращаться уважительно, прислушиваясь к ее советам.
Более того, это же очень удобно для переговоров с Россией. Когда ее правительство предлагает восстановить отношения и вести торговлю на равных условиях, в Евросоюзе оправдываются тем, что у него есть страны, которые выступают против этого, поэтому пока он может обойтись только полумерами.