Литовское политологическое сообщество расколото: одни эксперты считают, что Вильнюс выстраивает верную политику в отношении Белоруссии, другие полагают, что столица Литвы неумными шагами загоняет себя в региональный угол, откуда быстро не выбраться.
Президент Литвы Гитанас Науседа не может нарадоваться, что его страна заняла принципиальную позицию по отношению к внутрибелорусскому кризису. После видеоконференции лидеров стран Европейского союза глава государства купался в эйфории: имя Литвы звучало много раз, такие авторитеты, как канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон, благодарили Науседу за лидерство, поддерживали и обещали очень скорые санкции против "последнего диктатора". Через месяц-другой.
"Я сам обманываться рад!"
Плохо разбирающийся в постсоветских реалиях проамериканский политолог Кястутис Гирнюс льстиво подыграл Науседе: "Лукашенко не владеет и не управляет ситуацией, он согласится на переговоры с оппозицией, Батьку просто нужно дожать".
По словам Гирнюса, Науседа первым понял, что необходимо протянуть руку помощи жителям соседней страны, подобрал время и тон для такого общения. Официальный Минск обострил отношения, но Литва на свет извлекла "план Б", поскольку не время почивать на лаврах первых успехов.
Политологу кажется, что команда Науседы переиграла всех: самого Батьку, президента РФ и всех, кто склонен симпатизировать "нелегитимной", не признаваемой в Европе и мире власти белорусского лидера, который "проиграл" выборы домохозяйке Светлане Тихановской.
Любой новый шаг литовского президента, включая национальные санкции против белорусских чиновников, Кястутис Гирнюс приветствует так, как приветствуют даже сомнительные шаги будущих триумфаторов по древнему закону "победителей не судят".
Скептиков становится только больше
Критики Науседы делятся на ярых и умеренных. Но все они сходятся в главном – позиция ЕС в отношении Белоруссии точно не та, которой можно гордиться. "Команда президента утверждает – позиция ЕС сильная. На самом деле она очень слабая", – критикует площадь Дауканто политолог Римвидас Валатка.
Во-первых, президент Лукашенко перехватил инициативу. Во-вторых, оппозиция так и не смогла обзавестись единым харизматичным лидером. В-третьих, Меркель и Макрон обвели Науседу вокруг пальца, позволив ему лидировать в гонке, которая на финише не принесет славы. "ЕС совершенно не желает брать на себя какую-либо ответственность, которую впоследствии не сумеет оправдать", – утверждает политолог Томас Янелюнас.
"То есть никаких успехов Литва не достигла", – резюмирует Валатка.
Непризнание Батьки законно избранным главой Белоруссии – позиция де-юре. Де-факто Брюссель, как и национальные столицы Европы, сотрудничают и будут сотрудничать с "режимом", поскольку иного пути нет. Даже Варшава не стремится обрубить все связи с Минском, к чему готово литовское руководство. Оно ведет себя так, будто впредь планирует не иметь совершенно никаких дел с "бульбашами".
Лягушку всегда варят на медленном огне
МИД Литвы подготовил санкционный список, в который включены 118 белорусов. Глава МВД Рита Тамашунене говорит, что реестр еще пополняется. Нужно ли расширение за счет чиновников мелкого ранга? "Включенные в национальные списки либо не имеют никаких дел в ЕС, либо им нечего там делать. Следовательно, санкции если и дадут, то только самый незначительный удар по белорусскому режиму", – согласны Валатка и Янелюнас.
По гуманитарному коридору, созданному двумя министерствами, на территорию Литвы бегут белорусы, жизни которых "угрожают" на родине. Уже прибыло два десятка "революционеров". Последними из дома сбежали диджеи Влад Соколовский и Кирилл Галанов.
Если в массовых антилукашенковских митингах, по заявлениям оппозиции, участвуют "миллионы", то эмиграция двадцати человек говорит скорее о миролюбии власти, чем о ее агрессивной жестокости.
К тому же пример беглянки Светланы Тихановской показывает – "революционеры в эмиграции" неплохо устраиваются под крылом МИД. Они сыты, бриты, накормлены и вообще выглядят лучше 600 тысяч граждан Литвы, прозябающих ниже черты бедности.
Глава МИД Линас Линкявичюс, как всегда, торопится: "Мы заняли сторону протестующих, поддерживаем их морально и советами и требуем от ЕС оперативных санкций против "камарильи". Мы – защитники демократической Белоруссии".
До добра суета не доведет, поскольку уши наглого вмешательства во внутренние дела соседей видны невооруженным глазом. Как в свое время по другому поводу сказал президент Франции Жак Ширак: "Литва упустила прекрасную возможность промолчать".
Альбинас Янушка, которого десять лет назад величали "серым кардиналом" внешней политики, убежден: на самом деле литовская дипломатия не слишком преуспела в Европе. Она в последние годы только "пускает пыль в глаза". В МИД окопалось чрезвычайно много фаворитов Дали Грибаускайте, у которых нет дипломатического веса, но много желания хорошо подать себя, хорошо раскланиваться, приспособиться, поболтать с прессой.
Вильнюс развязал эрзац-войну
"Демократическая Белоруссия – ключ к демократизации России", – без всяких аргументов утверждает социал-демократ Лютаурас Гуджинскас.
Он и другие словоблуды цитируют умные книги заокеанских авторов и предлагают создавать фонды помощи гражданскому обществу в соседней стране, подталкивать власть к мирным переговорам с протестующими, соглашаться на повторные выборы ради достижения стабильности государства.
Если отбросить политес, задача стоит – "наклонить" Александра Лукашенко, демонстрируя ему мнимую солидарность. Не случайно для Вильнюса белорусы вдруг стали братьями, о чем много говорят с разных трибун.
На деле все происходит с точностью до наоборот, братством даже не пахнет. Экономические санкции – это симуляция войны. Однако любая война есть поражение дипломатии. В данном случае, дипломатии Литовской Республики. Можно смело говорить: санкции Литвы против Белоруссии – это эрзац-война.
Человек с ружьем
Литовские мудрецы вдоволь поизгалялись над Батькой с автоматом в руках. Неумная пресса обвиняла его в трусости. Мол, даже бежит из страны вооруженным до зубов. Журналисты из европейской провинции даже не поняли, что "бежит" – это когда президент Антанас Сметона драпает в Восточную Пруссию, бросив свой народ на произвол судьбы.
А Лукашенко показал своим сторонникам, что готов защищать родину не только ценой своей жизни, но и ценой жизни сыновей.
Один литовский журналист очень точно написал на своей страничке в социальной сети Facebook:
"Мы знаем, что в народных массах поднимается теперь другой голос; они говорят себе: теперь не надо бояться человека с ружьем, потому что он защищает трудящихся и будет беспощаден в подавлении господства эксплуататоров". Владимир Ульянов Ленин.
Но кому в Литве интересен Ленин? А жаль.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.