Министры иностранных дел стран Балтии и Польши отправились на встречу с коллегами в Берлине 27 августа с мыслями о кризисе в Белоруссии и своей "особой" роли в разрешении проблем Минска.
Но Европейский союз сейчас намного больше обеспокоен конфликтом между Грецией и Турцией в Восточном Средиземноморье. Недовольные "нерешительностью" Берлина и Брюсселя поляки и прибалты могут поддаться опасному соблазну взять ответственность на себя.
Евросоюз в целом и председательствующая сейчас в Совете ЕС Германия повышенное внимание уделяют развитию событий в Восточном Средиземноморье. Там в опасном направлении развивается конфликт Кипра и Греции с Турцией из-за месторождения природного газа на шельфе у северного побережья острова. В деле уже фигурируют боевые корабли, маневрирующие в тревожной близости друг к другу, не говоря уж о взаимных претензиях и угрозах санкций. Брюссель осторожно маневрирует, пытаясь обойтись без обострений и призывая к переговорам.
Даже лишь гипотетическая возможность вооруженного инцидента между странами НАТО намного больше нервирует Париж и Берлин, чем события в Белоруссии. Помимо всех прочих головоломных неприятностей, которыми чреват конфликт у побережья Кипра, на кон поставлена способность и готовность Евросоюза всерьез вступиться за одну из стран альянса, то есть доверие к его авторитету и возможностям как значимой политической и военной силы.
А если учесть еще и риски столкновения интересов ЕС и НАТО из-за Турции, то крайнюю озабоченность западноевропейских политиков вполне можно понять. Белорусский кризис случился совсем некстати и сейчас явно проигрывает в глазах Евросоюза по части значимости и масштабов последствий.
Западная Европа явно не согласна с мнением Польши, Литвы и "группы поддержки" в лице Латвии и Эстонии, что "от развития ситуации в Белоруссии зависит будущее всей Центральной Европы". Брюссель с полным на то основанием полагает, что это самое будущее зависит от него и от денег общесоюзной казны.
К тому же Москва дала понять, что второго Майдана на манер украинского не потерпит, да он Брюсселю и самому не нужен. Вот только еще одного дорогостоящего обострения ситуации на границе с Россией ему сейчас не хватало для полноты картины.
В чистоту помыслов Польши и стран Балтии верится с трудом
"Нерешительность" Евросоюза в "белорусском вопросе" далекие от греко-турецких трений Польша и страны Балтии, похоже, склонны рассматривать как возможность взять инициативу на себя, как "карт-бланш" на антироссийскую игру. Тем более, что они не первый год предпринимают посильные меры идеологической обработки населения Белоруссии.
Так что пока Брюссель уверяет Россию в том, что происходящее в Минске не имеет геополитической подоплеки и не будет иметь такого рода последствий, лидеры антироссийской политики как раз таких результатов и добиваются, не соизмеряя, похоже, собственные возможности и желания. И не умея предвидеть, к чему может привести эскалация напряженности.
Предыстория позиции Польши и стран Балтии по всем вопросам взаимоотношений между Евросоюзом и Россией доказывает, что они отстаивают наиболее неприятные для Москвы варианты разрешения проблем.
К счастью, последнее слово во внешней политике Евросоюза остается не за ними, а за трезвомыслящим, не страдающим ксенофобией и комплексом неполноценности западноевропейским истеблишментом.
Но белорусский кризис, похоже, застал его врасплох, а поляки и литовцы очень энергичны в части усилий "скинуть нелегитимный режим Лукашенко" и препроводить белорусский народ в западном, то есть польском направлении, попутно поссорив его с народом российским.
Миллионы на поддержку "независимого" общественного мнения
Призывы Брюсселя избегать внешнего вмешательства в белорусский кризис в прибалтийских столицах толкуют исключительно как обращения в адрес Москвы, которая якобы готова чуть ли не ввести в братскую страну войска, чтобы подавить народное недовольство. Но, думается, заявления Евросоюза о недопустимости вмешательства в дела Белоруссии адресованы еще и соседним Польше и Литве.
Варшава и столицы стран Балтии, насколько можно судить по общедоступной информации и официальным сообщениям, уже потратили и намерены тратить в дальнейшем намного большие средства на поддержку "гражданского общества" и "независимых средств массовой информации" в Белоруссии, чем Брюссель.
Евросоюз выделил белорусам 53 миллиона евро, из которых лишь три должны пойти в помощь пострадавшим от насилия белорусских правоохранителей и иные связанные с протестами цели, остальные 50 миллионов – это поддержка мер борьбы с пандемией коронавируса.
Тем временем поляки, например, не скрывают, что уже вложили миллионы долларов в белорусские гражданское общество и "независимые средства массовой информации", то есть в оппозиционные движения, не поясняя, в какие именно из них. Сколько потрачено Варшавой и Вильнюсом, а также Ригой и Таллином неофициально, можно только гадать. И их, похоже, не особенно беспокоит двусмысленность и лицемерность такой помощи.
Заявленная прибалтами финансовая поддержка гражданского общества Белоруссии и тамошних "независимых средств массовой информации" выглядит особенно странно на фоне кампании запрета российских изданий и телеканалов в самих прибалтийских республиках.
Независимая оппозиция может стать зависимым правительством
Хотя российские государственные региональные новостные ресурсы Sputnik и телеканалы Russia Today были атакованы властями стран Балтии под тем предлогом, что они косвенно подпадают якобы под санкции Евросоюза, введенные в 2014 году в связи с известными украинскими событиями, истинные причины нелюбви к российским государственным изданиям и журналистам очевидны всем.
Во всяком случае, всем, у кого есть мозг и совесть, и кто осознает порочность политического лицемерия. Власти стран Балтии безосновательно притесняют российские издания, утверждая, что их нельзя считать независимыми, но следует считать недружественными и опасными, поскольку работникам таких средств массовой информации платит российский госбюджет, то есть иностранное государство.
Но в то же время госбюджеты самих прибалтийских республик тратят деньги налогоплательщиков на оппозиционные белорусские издания, называя их "независимыми" и поощряя к антиправительственной пропаганде.
Судя по тому, как громок голос белорусской оппозиции, у нее нет проблем с преданием гласности своей точки зрения на происходящее и на то, как следует устроить власть в своей стране. Приток дополнительных средств из-за рубежа, чего, кстати, не потерпели бы сами страны Балтии, реши кто-нибудь подкормить их собственную оппозицию, может усилить энтузиазм решительно настроенных белорусов. Но поставит под сомнение их "независимость" и чистоту помыслов. Лицемерие на манер инфекции передается с денежными купюрами.
Как повернутся события в Белоруссии, пока никто, наверное, не возьмется предугадать, но большинство надеется, что новых пиков насилия не случится и что белорусы сами справятся со своими проблемами, без иностранного финансового поощрения самых решительных оппозиционеров.
Хочется надеяться, что Польша и страны Балтии все же относятся к этому разумному большинству и что они не предаются сомнительным мечтаниям о насильственной смене власти в Минске и формировании правительства из числа представителей ранее "подкормленного" гражданского общества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.