Балтийские "сокрушители режима". ЕС надо тщательно выбирать переговорщиков с Минском

© AFP 2020 / SERGEI GAPON

Брюссель хочет выступить посредником между властями Белоруссии и оппозицией, но пока эту роль на себя примеряют Польша и страны Балтии, которые могут сделать только хуже.

Западноевропейские столицы, похоже, не поддерживают жесткую позицию Польши и стран Балтии в отношении Белоруссии. Тон согласованного 14 августа решения не так категоричен, как предшествующие встрече заявления министров агрессивно настроенных "друзей" Минска.

Итоги президентских выборов в Белоруссии Евросоюз не признал и собирается ввести избирательные санкции против минских чиновников. Кроме того, Брюссель предложил себя в качестве посредника между властями и оппозицией, что, вероятнее всего, подразумевает намерение Евросоюза добиваться смены власти в Минске.

Заниматься этим должен вроде бы аппарат верховного представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Жозепа Борреля, но пока наиболее активную роль в "посредничестве" играют Польша и Литва. То ли по собственной инициативе, то ли по поручению Брюсселя, решившего отдать инициативу им как странам-соседям, понимающим происходящее в Белоруссии лучше других.

© Sputnik/ Алексей Витвицкий
Саммит ЕС в Брюсселе

Плохой выбор посредников-миротворцев

И если Варшаве и Вильнюсу действительно отдана инициатива в диалоге с Минском, то худшего выбора Евросоюз сделать не мог. Польша и страны Балтии прочно удерживают за собой роль наиболее проамерикански настроенных стран альянса и двигателя антироссийской политики в Европе. А роль Варшавы и Вильнюса в том, как трагически разворачивались события на Украине в 2014 году, заслуживает отдельного разговора.

А потому в роли "посредников" Польша и Литва априори вызывают неприятие у русского населения Белоруссии, так как добра ему желать, с его точки зрения, не могут. Вернее, представления о "добре" у этих стран радикально различаются.

Кроме того, Варшава и Вильнюс неизбежно станут опираться на католическое меньшинство страны и жителей ее северо-западных регионов, то есть бывших территорий Польши. Различия в менталитете и пристрастиях между населением западной и восточной Белоруссии не так очевидны и масштабны, как на Украине, но все же имеются.

Можно ли эти отличия довести до уровня агрессивного противостояния, сказать трудно. Но в любом случае, даже попытки это сделать неизбежно причинят стране огромный вред.

Никому не хочется повторения киевского Майдана

Нежелание Западной Европы ввязываться в неразбериху в славянской Белоруссии, за судьбой которой пристально наблюдает Россия, вполне понятно и очевидно. Вторая Украина никому не нужна – дорого, опасно и очень-очень хлопотно. Тем более с практической точки зрения ничего особенно промышленно-ценного у Белоруссии не имеется. А геополитический выигрыш невелик – Россию ослабить вряд ли выйдет, и неизвестно еще, чем она ответит.

Даже решение Совета министров иностранных дел стран Евросоюза финансировать гражданское общество в Белоруссии и независимые средства массовой информации уже слишком рискованно, поскольку означает вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

И можно себе только представить, каких дров наломают с помощью экспертов из США воодушевленные своей ролью "сокрушителей режима Лукашенко" польское и литовское правительства, если их вовремя не одернет Брюссель.

А он, вероятнее всего, собирается выходить из ситуации невозможности не вмешаться с наименьшими потерями и рисками. И точно так же, как власти Белоруссии и ее население, наученные горькими уроками украинского Майдана, Евросоюз постарается не допустить развития событий по киевскому сценарию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.