Агрессивная инициатива Польши: Россию и Европу пытаются разделить "тремя морями"

© AP Photo/Evan Vucci

Польша, пользуясь неоднородностью экономического развития стран ЕС, пытается создать подконтрольное ей объединение, но далеко не факт, что ее "союзники" пожелают ссориться с Россией и "старой Европой".

Еще со Средневековья Польша притязала на лидерство в Центральной и Восточной Европе. Современная Варшава не отказывается от этой мысли, продвигая программу "Инициатива трех морей". Смелости ей придает поддержка из-за океана: США заинтересованы в проекте, который в случае реализации поможет Вашингтону обрести рычаги влияния на Белоруссию и Украину.

На разных скоростях

Последние годы в Европейском союзе назревает конфликт между странами Восточной и Западной Европы. Если сразу после присоединения к ЕС государств, ранее входивших в советский блок, между участниками царила эйфория от создания мощного международного объединения, то в прошлом десятилетии стало понятно, что экономическое неравенство между "старой" и "новой" Европой никуда не делось.

Политика "выравнивания" европартнеров не потерпела крах, но и не достигла ожидаемых результатов – различия между "центром" и "периферией" остались, пусть об этом и не любят говорить вслух.

На фоне нарастания противоречий в 2017 году Германия предложила инициативу "Европы разных скоростей". За этим фактически стоит желание уже официально поделить объединение на две части – сильный "центр" и слабую "периферию". Однако такое лидерство "старых" стран пришлось не по душе "обделенным" – те немедленно заговорили о необходимости создания альтернативного центра силы. Польша, в частности, вспомнила о "наследии Пилсудского", концепции "Междуморье", идущей еще от политического проекта польского политика Юзефа Пилсудского, в 1918 году ставшего главой Второй Польской республики.

Юзеф Пилсудский приветствует парад польской армии в Варшаве, 11 ноября 1926 года

Идея Варшавы, возобновленная пять лет назад под именем "Инициатива трех морей", нацелена на развитие экономического сотрудничества стран от Черного до Балтийского моря, включая государства "Вышеградской группы" – собственно Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию; страны Черноморского бассейна – Румынию и Болгарию, прибалтийские и балканские государства. Если такая концепция будет реализована (под эгидой Польши, разумеется), то это, по мнению Варшавы, позволит ей избежать доминирования Германии или России в Центральной Европе – и быть экономической и политической альтернативой Брюсселю. Иными словами, создать "другую Европу" под своим руководством.

Заморские гости

Надо сказать, что намерения Польши нравятся политикам в Вашингтоне. Для них это важный элемент стратегической политики, который позволит создать подконтрольное им объединение (ведь Варшава наверняка будет играть по правилам США), получить козырь на переговорах с Брюсселем и "перебить" ставки Москвы в регионе.

Не так давно американские власти заявили о намерении "вложиться" в энергетические проекты в рамках "Инициативы" – это, по заверениям, должно усилить энергетическую и экономическую безопасность участников объединения.

"Через Американскую корпорацию по финансированию международного развития и при поддержке американского конгресса мы намерены предоставить один миллиард долларов для финансирования стран Центральной и Восточной Европы, входящих в "Инициативу трех морей", – сказал госсекретарь США Майк Помпео на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2020 года.

"В первую очередь речь идет о продвижении американских бизнес-интересов. Здесь есть как политическая, так и бизнес-составляющая. Следующий важный аспект – это подталкивание к действиям, например, в области ядерной энергетики, развитие которой, по мнению американцев, продвигается в недостаточно быстром темпе", – полагает лидер польской партии "Польша – это главное" Павел Коваль.

Да, для Вашингтона в этом случае появляется возможность освоить новый благоприятный рынок сбыта своего сырья (в частности, американского газа), тем более, что "Инициатива" ориентирована и на страны из-за пределов ЕС: Белоруссию, как крупнейший в регионе транспортный хаб, и Украину, как огромный источник ресурсов.

Украинский президент Владимир Зеленский, кстати, уже озвучил интерес Киева к международным проектам Варшавы. Однако, кроме реализации своих бизнес-планов, в случае успеха американцы добьются и внешнеполитического успеха, отвратив страны от восточного соседа. На это обращают внимание в Москве, не исключая, что "Инициатива" может способствовать попыткам "изолировать" Россию.

Мечты и реальность

С одной стороны, планы Варшавы имеют шансы на успех: "вышеградским" странам удалось с минимальными потерями преодолеть трудности "переходного" периода. Экономика Польши сегодня на подъеме, а политическая турбулентность в Европе только играет ей на руку.

Так что, вероятно, польские политики продолжат продвигать "Инициативу" и активно союзничать с США – с таким партнером можно рассчитывать и на внешнеполитическую поддержку, и на щедрое финансирование.

И чем дольше затягивается обсуждение бюджета ЕС на ближайшие семь лет, тем больше шансов у "Инициативы" – если в Брюсселе "странам периферии" не дадут денег, то польские намеки о других "содержателях" будут находить все большее понимание.

С другой стороны, для Евросоюза создание такого объединения чревато даже не возможным расколом как таковым, а полным развалом. Естественно, что Брюссель будет тормозить эту идею всеми доступными ему способами. Тем более, что это будет нетрудно: упомянутые страны представляет собой рыхлый блок из государств, имеющих разные интересы.

Да, Польша, пользуясь неоднородностью экономического развития стран ЕС, может попытаться создать подконтрольное ей объединение, но далеко не факт, что ее "союзники" пожелают ссориться с Россией и "старой Европой".

Что касается России, то для нее этот проект фактически выглядит попыткой создания "защитного пояса" от "возможной агрессии Москвы". За словами об экономическом сотрудничестве видно, что "Инициатива" неминуемо станет инструментом геополитического разделения России и Европы.

"Мы готовы к взаимодействию со всеми нашими европейскими соседями, если их усилия не направлены на изоляцию России, создание своего рода некоего, как раньше был такой термин, "санитарного кордона", – заявил по этому поводу посол РФ в Таллине Александр Петров.

Но стоит помнить, что Польша ведет более амбициозную политику, чем позволяют ее ресурсы – велика вероятность, что идеи "Инициативы" реализованы так и не будут.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.