В России 25 лет назад была принята на вооружение система противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района А-135 "Амур". Это уникальное оружие исполняет роль своего рода "ядерного зонтика" российской столицы.
"Ядерное оружие "Амур" использует не только для уничтожения, но и для обнаружения целей. Отделившись от баллистической ракеты, ее боевые блоки тут же скрываются в облаке ложных целей. В атмосфере такая маскировка не работает – тяжелые боеголовки сразу обгоняют невесомые дипольные отражатели, – а чтобы выделить реальные цели в околоземном пространстве, используется так называемое смещение ядерным взрывом", – пишет "Российская газета".
Сама система А-135 "Амур" является засекреченной, но из открытых источников известно, что ее разработка стартовала в начале 70-х годов для замены комплекса А-35. Сообщается, что в состав новой системы А-135 вошли несколько основных компонентов.
"Задача слежения за обстановкой и поиска целей в атмосфере и заатмосферном пространстве возлагается на радиолокационную станцию 5Н20 "Дон-2Н". РЛС сопряжена с командно-вычислительным пунктом 5К80, основным элементом которого является вычислительный комплекс "Эльбрус". Этот элемент системы обеспечивает обработку данных о целях и управление огневыми средствами", – пишет "Военное обозрение".
Известно также, что ядерная начинка "Амура" отличается от других боеголовок дополнительным блоком с изотопом бериллия. Работает это так: когда нейтроны проходят через плутоний, который находится в составе боеголовок вражеских ракет, происходит преждевременная цепная реакция без достижения критической массы. В результате боеголовка мегатонного класса взрывается, "как хлопушка на детском утреннике". В США это явление называют "эффектом шипучки".
Известно, что в настоящее время осуществляется объемная программа модернизации системы ПРО А-135, целями которой являются обновление различных компонентов и повышение основных характеристик комплекса в целом. В ряде открытых источников указано, что проект известен под шифром "Самолет-М" и уже дошел до стадии непосредственного обновления материальной части.