В этот день, ровно 75 лет назад – 28 января 1945 года – советские войска наконец-то сломили сопротивление солдат немецкого вермахта и штурмом взяли Мемель. Теперь этот город называется Клайпеда, и с того самого дня является единственным торговым портом Литвы.
Однако власти прибалтийской республики стремятся сделать все, чтобы стереть память о подвиге советского народа, и называют это событие не освобождением, а "второй оккупацией".
Известный российский историк Евгений Спицын поделился мнением о причинах такого поведения литовской элиты, а также рассказал, как проходила операция по освобождению города и какой вклад внесли предки современных литовцев в дело Великой Победы.
– Г-н Спицын, 28 января исполняется 75 лет с момента освобождения Клайпеды от нацистов. Как проходила эта операция?
– Освобождение Клайпеды началось с Мемельской наступательной операции. Она была составной частью Прибалтийской стратегической операции – операции четырех советских фронтов по освобождению всей Прибалтики.
Операция началась еще в начале октября 1944 года. Прибалтику тогда обороняли части и соединения группы армий "Север", которой командовал генерал-полковник Шернер. Непосредственно Мемельскую наступательную операцию проводили войска 1-го Прибалтийского фронта, которым командовал генерал армии Иван Христофорович Баграмян, и войска 39-й армии 3-го Белорусского фронта. Ей командовал генерал-полковник Иван Ильич Людников – знаменитый командарм, который прославился еще в Сталинградской битве.
– Как долго эта операция продолжалась?
– Бои за Клайпеду шли довольно долго. Немцы создали там мощную систему обороны из четырех укрепленных линий. Поэтому Мемельская операция, завершившаяся в конце октября 1944 года, так и не решила вопрос освобождения самого Мемеля, который был взят в осаду частями 43-й армии еще одного знаменитого генерала Афанасия Белобородова – героя обороны Москвы. Начались тяжелые бои в Курляндии и позднее пришлось проводить еще одну операцию по штурму Мемеля, который пал только 28 января 1945 года.
– Неоднократно писалось о подвиге 16-й Литовской стрелковой дивизии, которая состояла из литовцев, считавших борьбу с нацизмом делом чести. Каков их вклад в освобождение Клайпеды?
– Эта дивизия входила в состав 1-го Прибалтийского фронта. Командовал дивизией Адольфас Урбашас – он тогда был полковником, а потом ему присвоили звание генерал-майора. Действительно, 16-я дивизия в основной своей массе состояла из этнических литовцев. Она сыграла свою роль в освобождении Мемеля, поэтому с полным основанием можно считать, что в освобождении этого города принимали участие не только русские, украинцы, белорусы и другие народы СССР, но и сами литовцы.
– Как вы знаете, в самой Литве освобождение Клайпеды называют "сменой одной оккупации на другую", и часто власти препятствуют проведению торжественных мероприятий, посвященных памяти советских воинов-освободителей.
– Это находится в общем русле переписывания истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Власти Прибалтики, в том числе Литвы, наряду с поляками, играют здесь одну из первых скрипок. Это сугубо политические игры.
– На что они нацелены?
– Во-первых, принизить роль Советского Союза в победе над нацистской Германией. Во-вторых, возложить ответственность на СССР за развязывание Второй мировой войны. И в-третьих, всячески опорочить советский общественный строй и решающий вклад Советского Союза в общую победу над нацизмом.
Говорить о "советской оккупации" Литвы просто смешно.
Я напомню, что еще в 1926 году на ее территории господин Сметона (1-й и 4-й президент Литовской Республики Анастас Сметона – прим. Baltnews) устроил откровенный профашистский путч – военный переворот, в ходе которого были ликвидированы все демократические институты власти.
Была полностью обезглавлена коммунистическая партия Литвы, причем все ее руководство было расстреляно. И в стране на долгие годы установился довольно жесткий авторитарный режим, где не было никаких, даже видимых, признаков демократии.
– Почему тогда некоторые представители литовского истеблишмента говорят, что это Советский Союз принес на территорию Литвы некий "оккупационный" режим?
– Пусть приведут факты. Я напомню, что все годы советской власти во главе Литовской Республики стояли этнические литовцы. В частности, с 1940 года – то есть с момента вхождения Литвы в состав СССР – до января 1974 года, Первым секретарем ЦК компартии Литвы был Анастас Юозович Снечкус. Это один из старейших членов партии, который принимал самое активное участие в советизации Литвы, и внес огромный вклад в то, что Литва стала одной из самых успешных и процветающих республик в составе СССР.
У Литвы был свой Верховный Совет, куда избирались депутаты, причем по преимуществу литовской национальности. Был свой Совет Министров, свои республиканские министерства и ведомства.
Причем Литва, как и все прибалтийские республики, получали из общесоюзного бюджета куда больше финансовых и материальных средств, чем, например, РСФСР.
Кстати сказать, войска РККА вошли на территорию Литвы еще до ее вхождения в состав СССР по просьбе самого литовского правительства, у которого тогда возник очень острый конфликт с Польшей, реально грозившей оккупировать часть литовской территории.
– Получается, что в период так называемой советской оккупации Литва, наоборот, получила развитие?
– Да, развивались наука, культура. Была создана Литовская академия наук. Построены десятки театров, была своя киностудия. Издавались тысячи книг на литовском языке. О какой оккупации может идти речь?
Где были, например, советские концлагеря, где проводилась политика геноцида литовского населения? Ничего этого не было, все этой полнейшая чушь. Пусть они просто по факту посмотрят, что представляла собой нацистская оккупация Германией и так называемая советская оккупация.
И пускай сравнят показатели Литовской ССР в промышленном, аграрном, социальном развитии, в образовании, медицине, культуре, с нынешним состоянием Литвы. Тогда они увидят, что период "советской оккупации" Литвы – это один из самых продуктивных периодов развития литовской государственности.
– Не считаете ли вы, что антисоветизм и русофобия, которые сейчас взяты за основу государственной политики Литвы, могут исказить историческую память литовцев и заставить их забыть о подвигах собственных предков, которые 75 лет назад спасли страну от фашизма?
– Это одна из целей, причем эта цель открыто декларировалась. Вспомните "Открытое общество" господина Сороса – одной из его главных функций являлось как раз переформатирование сознания целых наций. Прежде всего – стран бывшего соцлагеря, и бывшего СССР. Туда команда [Джорджа] Сороса и направила основные усилия.
– Как достигается это переформатирование сознания?
– Через написание новых учебников по истории и по литературе. Естественно, искажение всех исторических фактов и событий происходит в совершенно определенном русле. К сожалению, они достигли своей цели и в России, и особенно за рубежом – в той же Польше, в той же Прибалтике и на Украине.
Например, уже в 1994 году в заголовках многих украинских учебников истории Великую Отечественную войну стали именовать "Росийско-немицкой", уже тогда стали писать об "оккупационной политике" русских царей и советских вождей.
Не случайно в свое время Отто фон Бисмарк утверждал, что именно немецкий учитель истории сыграл решающую роль в объединении Германии. Все прекрасно понимают, что именно за школьной партой закладывается сознание всей нации.
– Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию? Может ли помочь Россия, или это нужно делать самим литовцам?
– Трудно сказать. Со стороны России время, конечно, упущено, и тут тоже есть доля нашей вины – мы сами недалеко ушли от наших нынешних геополитических противников, и многие вещи предаем забвению и искажаем. Например, когда не упоминаем имени Сталина в связи с нашей Победой. А ведь именно он был Верховным главнокомандующим – это не надо сбрасывать со счетов и забывать.
Но первопричина – это капитализм, который внес раздрай среди бывших советских народов. Почему на Украине таким пышным цветом расцвела бандеровщина? Бандеровщина – это один из инструментов строительства этнократического государства. Для местной буржуазии бандеровцы – это ударный кулак. Поэтому все увещевания к ним – одуматься, вспомнить о дружбе и совместных подвигах и победах – это глас вопиющего в пустыне. Они не могут понять одну вещь: первопричина всего и вся – это характер общественных отношений, который сложился в наших странах.
– То есть в первую очередь необходимо бороться с проявлениями национализма?
– Да, хотя бы так. Во-первых, прекратить заниматься антисоветчиной. Говорить открыто, что победа в Великой Отечественной войне была одержана Красной армией под руководством Коммунистической партии и Сталина.
Во-вторых, говорить, что победу в этой войне одержали все народы Советского Союза – русские, белорусы украинцы, прибалты и другие. А когда мы начинаем говорить, что только Россия одержала великую Победу, конечно, это будет вызывать отторжение. Например, партизанские отряды на Украине, в Белоруссии, Прибалтике формировались не только по указке Москвы или структурами НКВД. Это был взрыв подлинно народного гнева против немецких оккупантов.