Минувший год не стал переломным в российско-литовских отношениях. Не помогло этому даже вступление Гитанаса Науседы в должность президента Литвы. Baltnews вспоминает, что происходило в отношениях Москвы и Вильнюса в 2019 год.
Заявления политиков
В феврале в Люблине прошла встреча бывшего лидера Литвы Дали Грибаускайте, экс-президента Украины Петра Порошенко и главы Польши Анджея Дуды. Во время совместного брифинга Даля Грибаускайте заявила о том, что намерена в будущем добиваться санкций в отношении Москвы.
"Если события и дальше будут развиваться плохо и Россия не станет разговаривать, а также будет продолжать агрессивную политику во всей Украине и на Керченском полуострове, то, вне всякого сомнения, мы предложим и дополнительные санкции", – пообещала Грибаускайте.
Надо сказать, что перед своим уходом с поста президента она была не так категорична в своих заявлениях и в информационной повестке о международной политике появлялась нечасто.
Зато на победившего в президентских выборах Гитанаса Науседу возлагалось много надежд. Он выступал за прагматичные отношения с Россией, критиковал Грибаускайте за слишком резкие выражения в адрес Москвы и обещал снизить градус напряжения между странами.
По его мнению, "слишком резкая риторика не является решением", в разговоре с Россией нельзя "закрыть окна в дипломатических, культурных и экономических отношениях".
Он подчеркивал, что столь резкие, а нередко откровенно бестактные заявления со стороны литовского президента и отдельных политиков частично провоцируют обратную реакцию и формируют ошибочный образ о том, что в Литве высок уровень русофобии.
Науседа даже заявлял, что в случае необходимости готов разговаривать на русском языке, хотя некоторые балтийские политики не делают этого из принципа.
Он отмечал необходимость сотрудничества Литвы и России в сфере экономики и культуры, несмотря на сложность в поддержании контактов с Москвой на высоком политическом уровне. Возникает закономерный вопрос – что же пошло не так?
Чем дальше в лес, тем больше дров
После инаугурации Науседы риторика литовского президента стала категоричней – как и внешнеполитический курс Литвы. После того как с российским лидером Владимиром Путиным встретилась глава Эстонии Керсти Кальюлайд, президент Литвы заявил, что встреча с Путиным на данный момент маловероятна. Объясняя свою позицию, он отметил, что якобы у Вильнюса и Москвы нет предмета для диалога.
Кроме того, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что Эстонии следовало бы согласовывать действия и осторожно подходить к диалогу с Москвой.
Он посетовал на то, что перед визитом в Москву президент Эстонии не предоставила детальной информации о встрече с главой России. Однако Кальюлайд заявила, что заранее проинформировала партнеров в Евросоюзе и США о предстоящей встрече с Путиным.
Однако литовцы оказались не согласны с такой позицией официального Вильнюса. По данным проведенного в мае социологического опроса, 65% граждан выступали за встречу главы Литвы с президентом России.
Глава МИД РФ Сергей Лавров тогда говорил о том, что Москва готова к диалогу с Вильнюсом, Ригой, Таллином и Варшавой. Он также отметил, что у России и республик Прибалтики сохраняется хороший товарооборот, а также инвестиционное сотрудничество в сфере бизнеса.
Однако существует и ряд спорных вопросов, касающихся сферы безопасности и связанных со строительством на территории балтийских республик военных баз НАТО.
Скандалы на европейской арене
Отдельного внимания заслуживает ситуация вокруг возвращения всех полномочий России в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Сначала комитет литовского Сейма по иностранным делам принял резолюцию о противодействии решению Комитета министров Совета Европы в отношении возвращения России в состав организации.
"Решение пойти на уступки Российской Федерации создаст негативный прецедент для других государств отказаться от своих обязательств и подорвать авторитет Совета Европы как защитника прав человека, демократии и верховенства права, может привести к серьезному кризису власти этой международной организации", – говорилось в этой резолюции.
Однако в ПАСЕ Литву слушать не стали и приняли резолюцию, позволяющую Москве участвовать в июньской сессии. Вполне предсказуемо, что против этого решения высказались представители Грузии, Латвии, Литвы, Украины и Эстонии.
Затем появилась информация о том, что литовская делегация и вовсе в знак протеста решила покинуть июньскую сессию. Однако дальше угроз дело не пошло? и представители республики все-таки продолжили работу в организации.
Поcле разразился еще один скандал. Литовские консерваторы – Лауринас Касчюнас, Аудронюс Ажубалис и Арвидас Анушаускас – потребовали разорвать отношения с Межпарламентской ассамблеей православия (МАП). По мнению политиков, организация стала "платформой для развития "русского мира".
В ноябре глава Франции Эммануэль Макрон назначил экс-посла страны в США Пьера Вимона спецпосланником, ответственным за активизацию отношений между Евросоюзом и Россией. В Литве восприняли и этот шаг в штыки.
"Я бы сказала, что это, наверное, посланник Франции по отношениям с Россией, а не всего ЕС, потому что, чтобы назначить посланника ЕС, нужно согласие всего руководства ЕС", – заявила тогда главный советник президента Литвы по вопросам внешней политики Аста Скайсгирите.
По мнению Макрона, сотрудничество с Россией необходимо в первую очередь в области кибербезопасности и обороны. Но в литовском Президентском дворце на это заметили, что с Москвой общаться можно якобы в том случае, "если ставить целью возвращение России на путь международного права".
Науседа забыл, чей он президент?
Гитанас Науседа часто во время своих зарубежных визитов и официальных мероприятий международных организаций стал говорить о России, а не о существующих региональных проблемах и интересах Литвы.
Например, во время рабочего визита в Финляндию президент республики заявлял, что является сторонником диалога с Россией, однако пока он невозможен, так как Москва якобы отказывается идти на уступки. Кроме того, президент обвинял Россию в "агрессивном поведении" в отношении Украины.
Во время выступления по случаю Дня дипломатического работника Науседа заявлял, что одна из главных проблем республики – строительство Белорусской АЭС. По его словам, противодействие Литвы связано не только со стремлением к обеспечению безопасности, но и с желанием "сохранить остатки суверенитета Белоруссии". По его словам, Россия "связала" Белоруссию и "фактически взяла ее в заложники".
Также о России стал говорить Науседа и во время выступления на Генеральной ассамблее ООН. В своей речи он опять упомянул об "угрозе", которая якобы исходит от России и направлена на мировое сообщество.
Президент выступал с речами, что российская сторона "продолжает дестабилизировать соседние страны", в частности, Украину и Грузию. Он также заявлял, что Россия не сделала ничего, чтобы заслужить доверие, но в то же время выразил мнение, что ситуация может измениться.
В ноябре литовский президент встречался с Папой Римским Франциском в Ватикане. Главной темой обсуждения опять стала Россия и ее "действия в Балтийских странах и регионе, которые не совпадают с фундаментальными целями обеспечения безопасности граждан и благополучия в мире".
При этом одним из значимых событий между Литвой и Россией стал состоявшийся обмен шпионами. По данным средств массовой информации, Литва передала России Николая Филипченко и Сергея Моисеенко. В обмен РФ передала литовских граждан Евгения Матайтиса и Аристидаса Тамошайтиса. Все это происходило на российско-литовской границе.
Вторая Грибаускайте
По мере приближения конца года Науседа стал "наращивать темпы" своих русофобских заявлений. Риторика, что Россия – это "враг и угроза", стала все чаще звучать из уст президента во время международных мероприятий.
Во время декабрьского саммита НАТО в Лондоне глава республики говорил, что именно РФ "представляет угрозу устоявшемуся мировому порядку".
Генсек Альянса Йенс Столтенберг при этом отмечал, что в блоке ни в ком не ищут врага и, наоборот, настроены на расширение сотрудничества с Москвой, однако в заключительную декларацию вопрос "российской угрозы" все-таки включили.
Таким образом, Науседа, который критиковал экс-главу Литвы Далю Грибаускайте за ее жесткую риторику в отношении России и выступал за диалог с Москвой, сам с завидной частотой стал делать антироссийские заявления.
Граждане Литвы – за иной курс?
Несмотря на санкционный режим и русофобскую позицию Литвы, Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером республики.
Если говорить об энергетическом сотрудничестве, то в первом квартале 2019 года закупки Литвой российского трубопроводного газа увеличились на 13%, или до 0,7 миллиарда кубометров по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
В течение года Литва получила на терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде не одну партию российского СПГ, включая многотоннажный груз, ставший самым большим за все время сотрудничества.
Кроме того, литовцы начали еще охотнее посещать Россию. Этому способствовали российские инициативы по введению бесплатных электронных виз в Калининградскую и Ленинградскую области.
Предложенной возможностью жители стран Балтии стали интересоваться с самого начала действия инициативы. Литва уже за первый месяц стала лидером по количеству заявок на электронную визу в Калининградскую область.