Липовые военные тайны: как в США разоблачали главную спецслужбу Литвы

Американский политолог после визита президента Гитанаса Науседы в штаб-квартиру Департамента госбезопасности сделал рентген работы литовских "агентов 007". Надо сразу сказать: картина получилась неприглядная, провал следовал за провалом. Не случайно эксперт назвал свое произведение "Ничего хорошего ждать от работы спецслужбы не приходится".

Середина сентября в графике работы президента Литвы была отдана встречам с силовиками. Сначала Гитанас Науседа побывал в гостях у директора Департамента государственной безопасности, затем – у военных.

Разумеется, обыватели никогда не узнают, что доложил президенту директор Департамента государственной безопасности (ДГБ) генерал-майор Дарюс Яунишкис. Тайной останутся и задачи, которые глава государства поставил перед специальной службой. Но кое-какие предположения, основанные на доказательных фактах, сделать можно. Чтобы не было упреков в попытках очернить, дискредитировать сотрудников ДГБ или оказывать на них давление, сошлемся на мнение американца Кястутиса Гирнюса из Института международных отношений при Вильнюсском университете. Этот политолог после визита Науседы в штаб-квартиру ДГБ сделал рентген работы литовских "агентов 007" за минувшие годы.

Надо сразу сказать: картина получилась неприглядная, провал следовал за провалом. Не случайно Гирнюс назвал свое произведение "Ничего хорошего ждать от работы ДГБ не приходится". Судите сами.

Въедливый американец вспомнил, как руководители госбезопасности в разное время под видом секретных докладов и справок тиражировали слухи, ничем затем не подтверждавшиеся.

Квинтэссенция, то есть главное, основное, суть, рожденного в недрах литовской спецслужбы любого документа из этого ряда, сводилась к предупреждению о врагах.

"В мире господствует "иллюзия", что с РФ можно договориться, что Кремль руководствуется определенными моральными принципами, установившимися в Западном мире. Наивности еще много", – это цитата из телеинтервью руководителя Департамента государственной безопасности, которому не хочется выглядеть наивным. Неважно, шла ли речь о команде по пейнтболу из Висагинаса или о деятельности депутата парламента Миндаугаса Бастиса, в преамбулах документов говорилось о негодяях, которые распродают Литву направо и налево, а дальше… А дальше мало кто из руководителей государства и чиновников высшего ранга читал. Сегодняшний скандал вокруг парламентария Ирины Розовой наглядно продемонстрировал, что так оно и есть на самом деле.

Липовые факты в секретных справках – не самый большой грех ДГБ. Спецслужбе не по зубам оказалось расследование гибели собственного высокопоставленного сотрудника. Кто и с какой целью в Бресте поднял руку на подполковника госбезопасности Витаутаса Поцюнаса? На тот момент времени офицер работал министром-советником генерального консульства Литвы в Гродно. Белорусы утверждают: произошла трагическая случайность, в результате которой офицер в состоянии алкогольного опьянения выпал из окна верхнего этажа 12-этажного отеля.

Литовская пресса не исключает, что Поцюнас мог быть отравлен. Такую версию представила газета Lietuvos rytas. Ее теория о "политическом убийстве" имеет право на жизнь: "…вернувшись с приема, посвященного Дню независимости Украины, мужчины угощались алкоголем не только в комнате Поцюнаса, но и в баре на первом этаже гостиницы", – говорится в публикации.

Предположительно, компанию штатному сотруднику ДГБ Литвы составили двое мужчин. Кто они, литовской стороне неизвестно до сих пор, хотя белорусы не раз предлагали назвать их имена. Очень странная ситуация. ДГБ Литвы поначалу активно занялся расследованием, но сил хватило только на паровозный свисток. Оно с места не сдвинулось ни на миллиметр за почти 15 лет.

В следующий раз спецслужба оскандалилась с раскруткой так называемого дела подрывника Эгле Кусайте. Причастность девушки к запланированным террористическим актам на территории России доказать не удалось.

Далее последовал прокол в годовом докладе, когда директор ДГБ Яунишкис назвал угрозами национальной безопасности двух подписантов Акта независимости от 11 марта 1991 года, но, опять же, доказать ничего не смог. Также обстояло и с обвинениями в адрес оппозиционного журналиста Артураса Рачаса и вождя литовских поляков Вальдемара Томашевского – одни голые обвинения без аргументов.

Такова извращенная специфика литовской спецслужбы. Здесь верят предположениям и допускам, факты агентам не нужны. Кабинет Яунишкиса расположен за тысячу километров от английского Солсбери.

Это не мешало генералу в передаче гостелерадиовещателя LRT "Военные тайны" авторитетно заявить: "...Использование химического оружия в Солсбери, в Великобритании, одном из сильнейших членов НАТО, показало, что Россия склонна "переступать" некоторые грани. Самое страшное заключается в том, что эти методы используются, похоже, без учета, какие последствия они могут иметь". А в итоге, как всегда, профессиональный пшик: яд смертелен, отравленные им Скрипали живы.

Конечно, официальный Вильнюс чрезвычайно зависим от Лондона во всех аспектах – политическом, экономическом, военном. Огромное количество эмигрантов из Литвы нашло пристанище в Туманном Альбионе. И это тоже вынуждает не ссориться с англичанами и поддерживать их. Однако к лицу ли заниматься политикой директору ДГБ? Молол бы подобное глава МИД – это воспринималось бы нормально, работа у него такая.

Заявление ДГБ по Скрипалям получилось таким резонансным, что руководитель правительства Саулюс Сквернялис не выдержал и взорвал информационную бомбу, когда заявил:

"Сегодня существует большая вероятность того, что это [отравление] "совершено" российской стороной. Но большая вероятность – это еще не стопроцентное доказательство самого факта".

Сквернялис в те дни вогнал в ступор местную элиту, политологическое сообщество, пропрезидентскую прессу и руководителей протрансатлантических неправительственных организаций. Но не спецслужбу, которая и сегодня продолжает тиражировать недоказанное.

Даже в резонансном деле "с российским шпионом Альгирдасом Палецкисом" позиции госбезопасности выглядят очень шаткими. "Возможно", "не исключено", "допускаем", "вполне вероятно" и т. п. – совсем не те слова, которые обязан использовать руководитель ДГБ, когда речь ведет о людях, работавших в интересах разведок недружественных государств.

Как в заключение пишет в диагнозе политолог Кястутис Гирнюс, "такое качество работы подходит юмористической телепередаче "Велосипедное шоу", но не для серьезной разведывательной организации".

Наивно думать, будто перед визитом в штаб-квартиру ДГБ главу государства не ознакомили с историей болезни. Скорее, многое Науседе уже было известно, кое-что из сейфа ему досталось в наследство от предшественницы Дали Грибаускайте, еще какие-то детали пересказали советники из числа бывших высоких чинов главной специальной службы. Поэтому президент мог оперировать фактами и потребовать от ДГБ качественной работы на пользу государству и обществу.

Что касается беседы tet-a-tet с генералом, вполне возможно, Науседа пообещал Яунишкису внимательнее присмотреться к его работе и только потом принимать важное кадровое решение о новом руководителе ДГБ. Контракт с действующим истекает в ноябре 2019 года. Однако интуиция подсказывает – дни этого директора спецслужбы сочтены. Иначе даже смелый американец не стал бы громко говорить в литовской прессе о бездарной работе главной специальной службы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.